Переворот разрывает Венесуэлу: почему Гуаидо до сих пор не арестован

Военный атташе переметнулся к оппозиции: последует ли армия

Самопровозглашенный и.о. президента Венесуэлы Хуан Гуаидо теперь может похвастаться, что его поддерживает часть армии страны. Правда, пока очень маленькая часть. Со словами «С нас хватит!» о своем переходе на сторону оппозиции заявил военный атташе венесуэльского посольства в США Хосе Луис Сильва. Остальные военнослужащие продолжают защищать президента Николаса Мадуро. Но странная вещь: мятежный «президент» Гуаидо на днях появился на митинге в Каракасе и не был арестован. По данным СМИ, это свидетельствует о брожении в средних и низших военных чинах и полиции: начальство боится отдать им приказы о жестких разгонах демонстраций в страхе, что они не подчинятся. Именно на них надеется Гуаидо, активно распространяя листовки с обещанием полной амнистии армии, если она перейдет на его сторону.

Военный атташе переметнулся к оппозиции: последует ли армия

Сразу после начала государственного переворота Мадуро разорвал дипломатические отношения с США и приказал венесуэльскому дипперсоналу вернуться на родину. Однако пригревшиеся в Америке дипломаты следовать инструкциям пока не спешат, хотя открытое заявление сделал только один из них. Военный атташе посольства Венесуэлы в США Хосе Луис Сильва выпустил видео, в котором выражает приверженность новому президенту Хуану Гуаидо и призывает последовать своему примеру армейских сослуживцев.

«Мое послание всем членам вооруженных сил, всем, кто вооружен — заявил Сильва. — Не атакуйте народ. Мы тоже часть народа и мы уже достаточно поддерживали правительство, которое предало базовые принципы и продалось другим странам». Он также добавил, что большинство дипперсонала солидарны с ним, но боятся сказать об этом открыто из опасений, что их родные в Венесуэле подвергнутся репрессиям.

Венесуэльское правительство назвало Сильва трусом и предателем, а также отвергло ультиматум Германии, Франции и Испании с требованием в течение восьми дней назначить новые выборы. Если этого не произойдет, европейские страны пригрозили официально признать Хуана Гуаидо президентом. «Никто не может устанавливать нам крайние сроки или указывать нам, будут ли проводиться выборы в нашей стране», — возмутился официальный представитель Венесуэлы в ООН Хорхе Арреаса.

«За военным атташе Хосе Луисом Сильва могут последовать другие, особенно в странах, которые признали правительство Мадуро нелегитимным, — комментирует «МК» профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ Виктор ХЕЙФЕЦ. — Он стал первым, потому что оказался в ситуации, когда у него уже не было времени выбирать, поскольку Николас Мадуро отозвал дипломатов из США. В этой ситуации ему нужно было либо возвращаться в Венесуэлу, либо делать свое заявление. Что же касается военных внутри Венесуэлы, они пока выжидают, но часть из них вполне может перейти к оппозиции или свергнуть Мадуро, чтобы передать власть кому-то другому из правящей партии и сохранить режим. Нельзя забывать, что правящая партия и режим в целом не консолидированы: есть те, кто был не очень доволен выбором Мадуро в качестве кандидата в президенты».

Наверняка, многие задают себе вопрос: почему самопровозглашенного президента еще не арестовали? В первые дни после своего выступления 35-летний глава Национальной ассамблеи Гуаидо скрывался, но в пятницу как ни в чем не бывало появился на митинге в Каракасе. На нем он вновь призвал правительство назначить внеочередные выборы, а армию — перейти на свою сторону, пообещав ей полную амнистию. Затем он со своей командой сел на мотоциклы и понесся по улицам венесуэльской столицы.

Как считает Associated Press, безнаказанность Гуаидо — свидетельство того, что простые полицейские и низшие военные чины скрыто поддерживают его, хоть и боятся пока ослушаться приказов. Впрочем, и распоряжений жестко разгонять демонстрации, судя по всему, не поступает: генералитет тоже осторожничает. В стране существует так называемый «план Самора» — комплекс действий на случай массовых антиправительственных протестов, наделяющий армию чрезвычайными полномочиями для подавления демонстраций. По непонятным причинам, он не был задействован.

Но агентство сомневается, что высшее военное командование страны может легко превратиться в перебежчиков. Предыдущий президент Уго Чавес и нынешний Николас Мадуро постарались, чтобы социалистическая партия, экономическая и военная элита слились в неразрывное целое. Генералы слишком прочно связаны с правящим режимом, чтобы пережить его смену без последствий. А вот более мелкие чины в силовых структурах вместе с остальным народом хлебнули последний экономического кризиса сполна. «Я был бы в ярости, если бы мне приказали арестовывать невинных людей», — поделился с Associated Press 19-летний солдат Национальной гвардии Венесуэлы.

Сюжет:

Переворот в Венесуэле

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27889 от 28 января 2019

Заголовок в газете: Первый военный в активе Гуаидо

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру