Кто срежиссировал госпереворот в Венесуэле: страна на пороге кровопролитной войны

Как ситуация в Боливарианской Республике подошла к опасной черте

Если еще пару дней назад можно было говорить о том, что Венесуэла находится на пороге драматических событий, то сейчас уже очевидно: в южноамериканской стране происходит самый настоящий государственный переворот. Куда заведет возникшая ситуация? Кто стоит во главе оппозиции? Чем чревато происходящее в далеком Западном полушарии для России?

Как ситуация в Боливарианской Республике подошла к опасной черте

Что происходит?

Богатая нефтью Венесуэла в последнее десятилетие совсем перестала походить даже отдаленно на те страны, которые получают доходы от продажи «черного золота». Времена, когда Чавес бравировал тем, что может снабжать неимущих американцев горючим, прошли.

Если критики справа обвиняют в том, что экономика южноамериканской республики скатилась в яму неэффективность провозглашенного Уго Чавесом венесуэльского социализма, усугубленную неразумной политикой его соратника Николаса Мадуро, то сторонники режима винят во всем санкции и коварные действия Соединенных Штатов, которые пытаются задушить «боливарианскую революцию» всевозможными способами. Ну, и не стоит забывать, что пружина кризиса заработала вовсю особенно после обрушения цен на нефть.

Дефицит товаров, стремительная гиперинфляция, заставляющая вспомнить о Германии времен Веймарской Республики – все это приметы повседневной жизни венесуэльцев. По некоторым оценкам, до 90% населения живет в бедности. Более половины жителей страны не имеют дохода, достаточного для того, чтобы покупать базовые продукты. С безопасностью в стране тоже беда – Венесуэла в лидерах по количеству убийств.

Масла в огонь подливают и действия властей по закручиванию гаек в политической сфере. Страна фактически раскололась между сторонниками и противниками действующей власти. Не надо думать, что вся Венесуэла ополчилась на преемника Чавеса. У Мадуро есть серьезная поддержка в стране, в том числе и в среде силовиков. Но не менее мощными выглядят и силы его противников. Нарастающее напряжение порой приобретает признаки «предчувствия гражданской войны». Венесуэла в 2017 году пережила кровавые столкновения между протестующими и силовиками – тогда погибли около ста человек.

Тогда же, в 2017-м, произошел раскол и между ветвями власти в республике. Мадуро фактически отстранил от руководства страной Национальную ассамблею, в которой преобладающий голос оказался у оппозиции. Мадуро создал новый орган – Конституционную ассамблею, которую его недоброжелатели не преминули окрестить «карманным парламентом» президента.

Вряд ли правящий в Венесуэле с 2013 года бывший водитель автобуса Мадуро обладает столь же сильной харизмой, какая была у его предшественника Чавеса (что не мешало последнему иметь очень серьезные проблемы с оппозицией). То, что у покойного вождя «боливарианской революции» выглядело органично, у его сменщика порой похоже на карикатуру.

Говорят, что 64 процента жителей страны в среднем потеряли в весе по 11 кг из-за недоедания. Многие венесуэльцы сочли за благо бежать из страны – куда угодно: в Колумбию, Эквадор, Перу. Счет им идет на миллионы. И это в перспективе грозит всему южноамериканскому континенту серьезными последствиями – ведь поток ми беженцев из Венесуэлы сопоставим с тем потомком мигрантов, с которым столкнулась в последние годы Европа. На этом фоне явно не способствовала популярности президента Мадуро у своих сограждан история, когда в сентябре прошлого года он был замечен в дорогом ресторане Gokce's Nusr-Et в Стамбуле, где он со своей супругой ел стейк...

Во всех бедах страны Мадуро предпочитает винить внешние силы. Периодически сообщается о раскрытых заговорах с целью убийства венесуэльского лидера. Достаточно вспомнить прошлогоднюю атаку с применением дрона против Мадуро во время военного парада в Каракасе. В ней президент, заявивший, что его спас «щит любви», обвинил соседнюю Колумбию и некие силы в США.

Как бы то ни было, в прошлом году было объявлено о том, что Николас Мадуро переизбран на пост президента страны. Проблема в том, что президентские выборы бойкотировались оппозицией, которая винит власть в массовых подтасовках. Не признали Мадуро главой государства не только его внутриполитические враги, но и внешние игроки. На недавней инаугурации Мадуро отсутствовали гости не только из США, но и многих стран Латинской Америки, чьи лидеры заявили о том, что не считают его законным главой государства.

Сотни тысяч людей поддержали оппозиционного лидера Венесуэлы: кадры с улиц

Смотрите видео по теме

Хуан Гуаидо: кто он ?

Когда венесуэльский президент Николас Мадуро пообещал, что в ближайшее время Каракас пересмотрит дипломатические отношения с Соединенными Штатами, вряд ли кому могло прийти в голову, что пересмотр этот пойдет в сторону улучшения. Так и получилось: Мадуро объявил о разрыве дипотношений с Вашингтоном и потребовал от американских дипломатов в течение 72 часов покинуть территорию республики. Проблема в том, что США этот разрыв проигнорировали – ведь они в преддверии недавней инаугурации Мадуро объявили его президентство нелегитимном. На этом, впрочем, Белый дом не остановился, а поспешил признать в качестве законного главы государства спикера Национальной ассамблеи Венесуэлы Хуана Гуаидо. И как после этого не говорить о фактическом американском вмешательстве в чужие дела и разжигании конфликта?

Самопровозглашенному «альтернативному» президенту Венесуэлы всего 35 лет. До недавнего времени его имя мало кому говорило – тем более за рубежом. По крайней мере до того совсем недавнего времени, когда он 5 января возглавил контролируемый оппозицией венесуэльский парламент – Национальную ассамблею. На его инаугурацию пригласили родственников находящихся в заключении оппозиционеров.

Выросший в многодетной семье из среднего класса, сын пилота и учительницы Хуан Гуаидо имеет образование инженера, полученный в частном Католическом университете Андреса Белло. Потом молодой человек учился в аспирантуре в Университета Джорджа Вашингтона (в США – и это, без сомнения, дает сторонникам конспирологических версий полагать, что наверняка американцы завербовали латиноамериканского оппозиционера) и венесуэльском Институте высших административных исследований.

Еще во студенчестве он с головой окунулся в политическую деятельность, участвуя в акциях протеста против правительства предшественника Мадуро вождя «боливарианской революции» Уго Чавеса – тогда правительство отказалось продлить лицензию на вещание независимой телесети RCTV. Интересно, что – как и его противники (то есть те же Мадуро и Чавес) – Гуаидо клянется именем Симона Боливара, национального героя Венесуэлы, борца за освобождение Латинской Америки от испанского колониального владычества.

К противостоянию чавесовскому социализму Хуана Гуаидо подтолкнула трагедия, разыгравшаяся в 1999 году в штате Варгас на карибском побережье Венесуэлы. Там из-за сильных дождей произошли оползни, наводнения и селевые потоки. По разным оценкам, погибли от 5 до 50 тысяч человек. Семья Гуаидо осталась без крова – и действия правительства Чавеса по ликвидации последствий самой масштабной в истории страны природной катастрофы Хуан воспринял как недостаточно эффективные.

В столкновениях 2017 года оппозиционер принимал самое активное участие, на память о котором у него на шее сохранились шрамы от полицейских резиновых пуль.

Гуаидо наряду со своим соратником Леопольдо Лопесом стал основателем партии Народной Воли в 2009 году. В 2015-м стал депутатом Национальной ассамблеи. В прошлом году Хуан Гуаидо стал лидером оппозиции в парламенте, а в декабре его избрали главой Нацассамблеи.

Одним из первых шагов Хуана Гуаидо в должности спикера парламента стало инициирование расследования ряда коррупционных дел, связанных с окружением Николаса Мадуро. Более того, он вообще поставил под сомнение законность нахождения Мадуро у власти – и уже тогда объявил о том, что до следующих выборов, по конституции имеет право взять бразды президентского правления в свои собственные руки. Вскоре после этого, 13 января, он был задержан некими лицами в масках – но ненадолго, всего на 45 минут. Власти уверяют, что это были действия неких вышедших из подчинения сотрудников спецслужб, которые понесли дисциплинарное наказание.

«Он вдохнул новую жизнь в оппозицию, – цитирует The New York Times аналитика правозащитного Вашингтонского офиса по Латинской Америке Дэвида Смайлда. – Оппозиция наконец получила свежеее лицо, обладающее храбростью, новыми идеями и лидерскими качествами, которые позволили оживить ее».

– Отношения между Венесуэлой и ее государством сегодня – это отношения террора, – заявил в одном из интервью Гуаидо. – Когда такое происходит, голоса и надежды всего мира вдохновляют на каждодневную борьбу ради сопротивления, ради мечты о демократии и о лучшей стране.

Что думают в России?

Отношения между Москвой и Каракасом в годы правления Единой Социалистической партии постоянно крепли. Венесуэла вошла фактически в список не только близких партнеров, но, можно сказать, и союзников. Достаточно вспомнить хотя бы, что в 2009 году Уго Чавес объявил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Или то, что во время декабрьского голосования в Генассамблее ООН по Крыму Венесуэла проявила солидарность с Россией.

Николас Мадуро не раз приезжал в Россию (последний раз совсем недавно). Наша страна продает Венесуэле машины и оборудование, минеральные удобрения, прокат из нелегированной стали, металлоконструкции. В обратную же сторону движение товаров выглядит практически незаметным. Для России латиноамериканская страна, безусловно, представляет интерес и с точки зрения военно-технического и военного сотрудничества (в декабре в Венесуэлу нанесли визит наши стратегические бомбардировщики-ракетоносцы). Ходили разговоры и о возможности создания в Венесуэле российской базы. И само собой, с учетом ее природных богатств – с точки зрения их совместного освоения.

Само собой, российская дипломатия с тревогой реагирует на происходящее в Западном полушарии, возлагая ответственность за то, что события в Венесуэле «подошли к опасной черте» на «экстремистски настроенные противники законного правительства Венесуэлы». И не только на них – но и на Соединенные Штаты, которые поспешили признать в качестве временно исполняющего обязанности президента оппозиционного лидера. «Видим в бесцеремонных действиях Вашингтона новую демонстрацию тотального игнорирования норм и принципов международного права, попытку сыграть роль самозванного вершителя судеб других народов, – говорится в заявлении МИД России. – Налицо стремление провернуть в Венесуэле апробированные сценарии смены неугодных правительств. Особо тревожными представляются поступающие сигналы из ряда столиц, что нельзя исключать и вооруженного вмешательства извне. Предостерегаем от подобных авантюр, чреватых катастрофическими последствиями».

Экспертное мнение

Главный редактор журнала «Латинская Америка» РАН Владимир ТРАВКИН: «Хуан Гуаидо — сравнительно молодой политик, он только что был избран главой парламента. Парламент в большинстве своем оппозиционный. Не успел новый лидер парламента занять свой пост, как он тут же был объявлен президентом Мадуро «агентом американского империализма», «наймитом» и так далее. Самое интересное, что мгновенно нового «президента» Гуаидо признали Соединенные Штаты. Это говорит о том, что все было согласовано, что к этому готовились. Американцы несколько лет очень упорно работают над завершением власти социалистов в Венесуэле. И это не только идейное противостояние. Дело и в корыстном интересе: Венесуэла — это страна-экспортер нефти. До прихода к власти социалистов она добывалась в основном иностранными компаниями, а прибыль от нефти, которую исправно перекачивали в США, поступала в основном в карманы именно североамериканских компаний. На это пытались наложить руку социалистические власти, и это очень не нравилось Вашингтону. Надо сказать, что американцам удалось сколотить довольно мощный фронт против Каракаса в Латинской Америке. Это создает очень тяжелый фон для венесуэльцев на внешнем рынке. Они, безусловно, рассчитывают на поддержку России на том основании, что они проводят политику противостояния США на международной арене. Имеет поддержку Венесуэла и от Китая, который сейчас активно вкладывает туда свои денежки.

Однако сейчас многое зависит не только от внешней поддержки, но и от позиции армии и сил безопасности, которые до сих пор были лояльны правительству Мадуро. Пока сильного раскола в армии нет, хотя разные группы военных то там то сям устраивают мятежи. Пока только один генерал заявил, что он против нынешней власти, но это заявление он сделал, находясь в Колумбии. Ситуация на данный момент 50 на 50.

Мадуро поддерживают 68% избирателей, что недавно было продемонстрировано на президентских выборах. За него выступают малоимущие слои, нижняя часть среднего класса. При социалистах они получили доступ к медицине, образованию, жилью. Но вопрос еще в том, сколько денег зарубежные противники Мадуро вольют в оппозицию. У них под контролем значительная часть прессы, которой в Венесуэле позволяется писать что угодно. Пресса настраивает население против власти. Но и правительство не спит и тоже ведет пропагандистскую кампанию.

Сложно сказать, готовы ли американцы на военную интервенцию, но они по крайней мере ей угрожают. И теоретическая возможность вторжения американской армии может стать практической».

Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис ШМЕЛЕВ: «Социального-экономическая ситуация в Венесуэле в последние годы была очень напряженной. Курс на те социальные преобразования, которые в свое время начал еще президент Уго Чавес, а затем продолжил к Мадуро, не привел к развитию экономики, а способствовал ее спаду и обнищанию значительных слоев населения. Напряженность в последнее время росла, стало ясно, что если не решить эти социально-экономические проблемы, все это плохо кончится и для страны, и для президента. Мадуро искал поддержку на стороне, искал ее в Китае, приезжал к нам в Россию и получил здесь кредит. Но наши деньги не могли спасти ситуацию. Мадуро должен скорректировать свою внутреннюю политику, иначе страна скатится к кровавой гражданской войне.

Конечно, проще всего сейчас все свалить на происки ЦРУ, Вашингтона и обвинить Трампа во всех грехах. ЦРУ там, несомненно, работало, но ясно также и то, что первопричиной послужила сама политика Мадуро.

Пока рано говорить о возможности внешней интервенции в Венесуэлу. Конечно, если все выльется в гражданскую войну и хаос, это не исключено. Но это можно будет сделать только на основе резолюции Совбеза ООН, иначе это будет незаконное вмешательство во внутренние дела страны».

Ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль ДАБАГЯН: «Оппозиция давно предлагала Мадуро сесть за стол переговоров и обсудить крайне тяжелую социально-экономическую ситуацию, найти выход путем диалога. Но нежелание Мадуро это делать привело к текущей ситуации. Армия в данный момент устами министра обороны заявила о своей безусловной поддержки Николаса Мадуро. Но в то же время в среднем звене армии есть люди, которые хотели бы избавиться от президента, и она даже пару дней назад предприняли попытку государственного переворота, которая была подавлена.

Трамп заявил, что США готовы поддержать венесуэльскую оппозицию, в том числе и силой. Но это может вызвать негативную реакцию в самой Венесуэле, побудить ее союзников еще теснее сплотиться. Никто из латиноамериканцев не поддержит интервенцию, потому что они считают, что нужно решать проблемы между собой».

Венесуэла восстала против Мадуро: кадры госпереворота

Венесуэла восстала против Мадуро: кадры госпереворота

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Переворот в Венесуэле

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27887 от 25 января 2019

Заголовок в газете: «Боливарианцы» двоих не выдержат

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру