Для начала корреспондент «МК» попытался выяснить, много ли легендарных «тридцатьчетверок» дожило до нашего времени.
Ответ получить оказалось очень непросто. В многочисленных публикациях по поводу нынешнего «конвоя» из Лаоса авторы дружно используют обтекаемую формулировку. Мол, в настоящее время у нас сохранилось совсем немного Т-34 на ходу. Но «немного» — это сколько?
«Ответ могут дать лишь в Министерстве обороны, — пояснил специалист по истории советской бронетехники Максим Коломиец. — Основная масса доживших до наших дней Т-34 находится именно в армейских арсеналах. Несколько таких «живых» танков можно увидеть в государственных музеях, еще 4–5 штук находятся в частных музеях. Ну а кроме того, многие десятки «тридцатьчетверок» установлены по всей стране на пьедесталах в качестве памятников. Значительная часть из них — лишь пустые «коробки», но встречаются на мемориалах и вполне исправные, работающие машины. Одна из них, например, в Нижнем Тагиле, перед знаменитым заводом красуется. Ее на праздник 9 мая регулярно используют для участия в военном параде...»
Известно, что три полностью исправных «тридцатьчетверки» находятся в парке Таманской мотострелковой дивизии в Алабине. Именно эти «танки Победы» участвовали в парадах на Красной площади в последние годы. В то же время на память приходит ситуация, о которой довелось читать в региональных новостях лет 5 назад. Тогда в одном из российских городов решили создать мемориал в честь героев Великой Отечественной. Отправили запрос в Минобороны: пожалуйста, выделите для этой цели один из сохранившихся у вас танков Т-34, чтобы установить его в качестве памятника. Однако просителей огорчили, сообщив им, что все запасы «тридцатьчетверок» в военных арсеналах уже закончились. Пришлось в итоге ставить на постамент вместо Т-34 совсем другой танк — списанную машину послевоенной модели.
Не менее туманная история с наличием Т-34 на территориях других государств. Судя по найденной информации, еще пару лет назад эти ретротанки состояли на вооружении не только Лаоса, но и десятка других государств — азиатских, африканских, американских... Упоминаются Вьетнам, Куба, КНДР, Намибия, Гвинея, республика Конго... В перечне можно встретить даже одну европейскую страну, якобы сохранившую у себя такое оружие, — это Босния и Герцеговина. В каждом случае речь идет о 10–20, реже о 30–50 сохранившихся Т-34.
Все эти не очень-то конкретные сведения позволяют, однако, сделать вывод о том, что «ходовые» «тридцатьчетверки» действительно товар по нынешним временам весьма дефицитный. Так что пришедшая из далекого Лаоса «посылочка» имеет большую ценность.
Впрочем, как можно судить из появившихся сообщений, о подарке в данном случае речь не идет. За эти 30 ретротанков лаосцы получат от России весьма выгодный обмен. Им продадут более современные наши броневые машины по льготной цене. А согласно другой информации взамен отданных Т-34 Лаос получит несколько учебно-боевых самолетов Як-130. Тоже недешевый бартер.
Впрочем, конкретные цены и суммы нигде в официальных комментариях не фигурируют. Но мы попытались самостоятельно «прицениться» к прибывшей в Россию ретротехнике.
Итак, почем нынче советские танки времен Второй мировой?
На просторах Интернета удалось найти несколько объявлений о продаже такого эксклюзива.
Однако большинство из них при более внимательном изучении оказывались предложением явной некондиции. Продаются лишь руины Т-34, некий комплект кое-как скрепленных между собой частей от разных боевых машин. Такие конструкции не на ходу и никаких документов не имеют. Так что в лучшем случае годятся на то, чтобы поставить их где-нибудь в углу приусадебного участка и любоваться тайком от соседей. Цену за такое удовольствие просят не слишком заоблачную — от 10 тысяч долларов.
Совсем иную сумму придется потратить на то, чтобы купить реально двигающийся Т-34. Вот текст одного из обнаруженных объявлений: «Танк сделан на основе оригинального Т-34-85. Все элементы вооружения сняты. Данная машина подойдет для покатушек, в коллекцию или в музей. Соответствие оригиналу близко к 100%. Машина с документами. Возможна доставка до Вашей базы». Ну и ценник рядом: 11 000 000 рублей.
В других случаях суммы за подобное «чудо техники времен Второй мировой войны» еще выше. Встречались, например, цифирки 12,5 лимонов.
В погоне за более дешевыми Т-34 мы попытались зайти на сайт фирмы, занимающейся реализацией старой тяжелой техники. Но там ожидал полный облом. Да, на сайте выложены предложения о реализации двух «тридцатьчетверок» в вариантах с 76-мм и 85-мм орудиями, снабженные соблазнительными комментариями: «Демилитаризованное изделие на ходу в идеальном состоянии. Присвоен статус памятника Министерством культуры РФ. Прошел героический путь во время Великой Отечественной войны. Назначение сегодня: музейный экспонат. Документы: в наличии. Легализация: макет, демилитаризован». Однако ниже стоит отметка: «продан». Впору вывешивать объявление «Старых танков нет!».
Опытный автореставратор и специалист по военной технике добавил скепсиса пишущему эти строки: «На самом деле все эти упоминания об участии танка в Великой Отечественной войне чаще всего уловка. Ведь большая часть продаваемых сейчас «тридцатьчетверок» — машины послевоенного выпуска, в том числе собранные по лицензии на заводах в Чехословакии, Польше. От тех Т-34, которые участвовали в боях, эти «иностранцы» отличаются многими «мелочами», которые, правда, несведущий в теме человек, скорее всего, и не заметит».
К слову сказать, по поводу прибывших сейчас из Лаоса танков специалисты также высказывают некоторые сомнения.
М.Коломиец: «Судя по тем кадрам, которые довелось видеть в телерепортажах о перевозке этих танков, по крайней мере несколько машин — чехословацкого производства. Наши союзники по социалистическому лагерю, получив лицензию, собирали такие танки начиная с 1949-го и вплоть до конца 1950-х гг.»
Впрочем, даже с учетом своей не совсем «правильной» биографии эти 30 штук Т-34 все равно будут очень полезны в будущем. Для участия в парадах, в столь популярных ныне военно-исторических реконструкциях, в съемках фильмов о той страшной войне они вполне пригодятся.
Кстати. Своеобразный рекорд был установлен около двух лет назад при попытке нелегальной продажи за границу танка Т-34, выпущенного в 1945 году. Житель Москвы попытался заработать на этой операции немалые деньги. Пользуясь представившимся случаем, он приобрел за 20 000 евро танк Т-34-85 у некоего жителя Латвии и даже умудрился переправить его в грузовом железнодорожном вагоне на территорию России. А затем перепродал бронированный раритет любителю военной старины из Казахстана, но уже за 230 тысяч евро. При этом ловкач пожадничал и решил обойтись без оформления разрешения на вывоз из страны старого танка, который по российским законам является культурной ценностью. В итоге Т-34, отправленный новому хозяину по железной дороге, тормознули пограничники при досмотре грузового состава на пункте пропуска в Челябинской области. Неудачливого коллекционера обвинили в «покушении на контрабанду культурных ценностей» и приговорили к 3 годам лишения свободы условно. Что же касается танка, то его конфисковали в пользу государства.
Читайте также: "Эксперт о передаче Т-34 Лаосом: вернули на родину танки Победы"