В министерстве госбезопасности ДНР заявили, что располагают достоверными сведениями о том, какую провокацию собирается провести Киев ради продления военного положения. По данным донецкой разведки, на Украину прибыли зарубежные специалисты, которые с 25 декабря по 7 января атакуют биологически опасные объекты на Донбассе. При этом они используют снаряды, похожие на те, что используются в ракетном комплексе «Снежинка», производимом исключительно в ДНР.
Целью диверсантов могут стать «Северодонецкое объединение Азот», Константиновский химический завод, Авдеевский коксохимический завод, Дзержинский фенольный завод, металлургический комбинат «Азовсталь» города Мариуполя, Харьковский завод химических реактивов. Президент Украины Петр Порошенко в день нападения якобы «будет прятаться в своем бункере в Ивано-Франковской области, защищенном от токсичных веществ и бактериологического оружия».
Провокаций ждут не только на востоке Украины, но и в Черном море. Секретарь СНБО Александр Турчинов уже заявил об очередном походе украинских военных кораблей из Одессы в порты Азовского моря. Как известно, предыдущая попытка закончилась задержанием украинских катеров и буксира. Киев обвинил Москву в вооруженной агрессии, правда, Запад отказался использовать это в качестве повода для введения очередных антироссийских санкций. Зато Порошенко воспользовался ситуацией для введения военного положения на востоке страны.
«МК» выяснил у экспертов, в каком направлении провокации наиболее вероятны и какими могут быть ее последствия.
Ростислав Ищенко, глава Центра системного анализа и прогнозирования:
— В принципе провокации возможны в любой день, но если связывать их с военным положением, то совершать их нужно до 26 декабря, так как после особый режим будет отменен и его придется вводить снова. Между тем сделать это будет крайне сложно. Кроме того, чем ближе к выборам, тем бессмысленней будут провокации, так как оппозиция не захочет упускать вполне реальный шанс на победу. Это не значит, что Порошенко не слетит с катушек и не начнет маленькую победоносную войну в надежде зацепиться за власть. Правда, желать и мочь — все-таки разные вещи.
Помимо провокации на биологически опасных объектах Киев может предпринять любую другую диверсию. Даже глава МИД России Сергей Лавров заявил, что есть вероятность того, что украинская армия может обстрелять Крым. Турчинов заявил про новый прорыв через Керченский пролив... Провокации могут быть абсолютно любыми.
Если Порошенко каким-то образом сможет выиграть президентские выборы, угроза провокаций все равно никуда не денется, так как у него крайне низкий рейтинг доверия. Ему придется перенаправить недовольство населения на войну. Если победу одержит кто-то другой, то на какое-то время опасность внешних провокаций снизится, так как люди попытаются стабилизировать ситуацию в стране. Впрочем, потом все равно все вернется на круги своя. Проблема Украины заключается в том, что у нее исчерпана ресурсная база государственности.
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»:
— Советская разведка докладывала самые разные даты начала наступления Гитлера на Советский Союз, но они постоянно менялись. Такая же ситуация с Украиной. МГБ оглашает ту информацию, которую получает из своих источников. По каким-то причинам, возможно, из-за неготовности Киева или желания совершить диверсию в тайне, а не на виду у СМИ, сроки переносятся. Тем не менее факт того, что в любой момент Украина может предпринять масштабную провокацию, никуда не исчезает. Атака может быть совершена в любую минуту.
Киев может сбить самолет над Донбассом, обстрелять Крым, направить в Керченский пролив новую партию кораблей, взорвать биологически опасные объекты и так далее. При этом после провокации Украина может перейти в наступление на ДНР, и тогда мы станем свидетелями массовой гибели мирного населения или, наоборот, они ограничатся продлением военного положения. Лучшим сценарием будет тот, в котором Порошенко вообще не совершает провокаций, тогда никто не пострадает.