«Большая ошибка в стиле Обамы», – так обозвал решение о выводе войск один из серьезных сторонников Трампа сенатор-республиканец Линдси Грэм, член комитета по вооруженным силам. По его мнению, уход из Сирии вызовет «разрушительные последствия» как для этой страны, так и для других. В частности, сенатор опасается, что такой шаг послужит усилению влияния в регионе Москвы и Тегерана, которых политик свалил в кучу выигравших от вывода американских сил вместе с Башаром Асадом и ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство» – террористическая группировка, запрещенная в России и других странах – «МК»).
Правительство Великобритании к сильным выражениям на публичном уровне прибегать не стало, но дало понять, что не пребывает в восторге от заявлений президента Соединенных Штатов, поспешившего поделиться радостью по поводу разгрома ИГИЛ. «Многое предстоит еще сделать и мы не должны терять из виду той опасности, которые они (террористы) представляют», – говорится в заявлении Форин Офиса. В Израиле пообещали изучить расписание вывода американских войск и то, как это будет происходить.
Это что касается союзников и партнеров. А противники, само собой, камня на камне не оставили от трамповских заявлений. «Бодающийся» с 45-м президентом США телеканал CNN свой материал озаглавил так: «Шокирующий план ухода из Сирии – это чистый Трамп». И дальше: «Прездиент Дональд Трамп как-то громогласно заявил, что знает больше об ИГИЛ, чем знают американские генералы. Его большая азартная игра с внезапным и скорым уходом из Сирии – это классический Трамп в действии... Президент объявил очевидно импульсивное решение, которое потрясло мир, показав мало признаков детализированного рассмотрения, смутив топ-советников и к концу дня оставив Вашингтон в состоянии хаоса и смятения».
Как известно, Дональд Трамп не раз высказывался насчет того, что надо вывести американских военных с сирийской территории. И вот в своем Твиттере он пишет: «После исторических побед над ИГИЛ настало время вернуть наших великих молодых людей домой».
Можно ли говорить о победе над ИГИЛ? И да, и нет. С одной стороны, еще к концу прошлого года после падения Мосула, Ракки и Дейр-эз-Зора эта террористическая группировка практически лишилась ранее контролируемых ею территорий в Сирии и Ираке. Самозванный «халифат» потерял свое географическое измерение: из-под его власти вырваны практически все сколько-нибудь крупные населенные пункты. Сильно подорваны финансовые возможности группировки, утратившей доходы от торговли углеводородами. Поражения сильно ударили по «репутации» ИГИЛ в глазах ее потенциальных сторонников. Однако это не значит, что ИГ больше не существует. По американским недавним оценкам, в Сирии по-прежнему насчитывается до 14 тыс бойцов ИГИЛ, а в соседнем Ираке – и того больше. Эксперты опасаются, что трансформация ИГ от повстанческой организации со стационарными штаб-квартирами до распространенной по региону и всему миру подпольной террористической сети сделает группировку еще опаснее, а борьбу с ней еще более трудной.
Вызывает сомнения и действительно полный уход американской армии из Сирии. В конце концов, громкие заявления о выводе войск мы слышали не раз. Но американские военные, тем не менее, по-прежнему находятся в Ираке и Афганистане. Не в таких количествах, как прежде, конечно, но тем не менее находятся. И наиболее вероятным кажется сценарий, при котором более-менее значительные американские подразделения спецназначения и различные советники, помогающие обучать бойцов оппозиционных сирийских группировок так и останутся на территории страны. И вряд ли Вашингтон откажется от практики нанесения воздушных ударов в Сирии – будь то по боевикам-джихадистам или сторонникам Башара Асада.
У кого заявление Трампа должно вызвать, пожалуй, наибольшее беспокойство, так это сирийские курды, чьи отряды при американской поддержке противостоят ИГИЛ. Главным образом в населенных курдами районах на севере Сирии размещено около 2000 американских военных.
И в известной степени они служат «подушкой безопасности» между курдскими отрядами и турецкими войсками. Как известно, Анкара рассматривает вооруженные формирования сирийских курдов (в частности YPG) как «террористические» группы, которые представляют угрозу территориальной целостности Турции. На днях турецкий президент Эрдоган заявил, что его страна может начать новую военную операцию против курдских сил в Сирии. Более того, по его словам, эти планы он обсудил по телефону с президентом США, от которого получил «положительный отклик».
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
С недоверием отнесся к решению президента США эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров:
— Это какой-то очередной непонятный вброс информации. Что они выведут, куда? У них в Сирии до десятка силовых структур, если не больше. Несколько объектов подпадают под термин «база». Например, под Кобани. На некоторых базах сделаны взлетные полосы для приема тяжелых транспортных самолетов, на них до 3 тысяч военнослужащих. Куда они все это денут?
По словам эксперта, он не верит, что Вашингтон пойдет на уход из региона. Тем более из районов провинции Дейр-эз-Зор, которые контролируются Сирийскими демократическими силами, действующими «под крышей» американцев: «Там до 70% сирийских месторождений нефти и газа. Я уже не говорю о ценном плацдарме против Асада. Так что считаю эти заявления несерьезными. Как и заявления Трампа о том, что США победили ИГ. Вот сейчас идут ожесточенные бои с участием американских ВВС в некоторых районах, где ИГ контролирует большую территорию с населенными пунктами».
Неожиданным назвал заявление Трампа и эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Фитин. Он не исключил, что президент США предпочел сделать ставку на Турцию, решив уделять Сирии меньше внимания. В то же время, по его словам, неясна судьба базы в Эт-Танфе на юге Сирии: «Она тоже вроде должна быть ликвидирована, но об этом пока ничего не сказано».
Читайте также: "Трамп победил: зачем США объявили о выводе войск из Сирии"