Большой допрос Путина: чего ждать от пресс-конференции президента

"Желаю уйти с ринга не обязательно побежденным, но обязательно объясненным"

«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция»- за последние 18 лет у многих сотен российских и иностранных журналистов сформировалось другая традиция — не менее крепкая и почтенная, чем у Жени Лукашина из «Иронии судьбы». Новый год уже почти на носу? Все как сумасшедшие носятся по городу, запасаясь подарками и деликатесами к праздничному столу? Значит дело идет к большой многочасовой пресс-конференции Путина. Пора заготовавливать яркий, привлекающий внимание плакатик и начать морально готовится к большой «битве за микрофон»: ведь ВВП, как известно, на всех желающих все равно не хватит.

"Желаю уйти с ринга не обязательно побежденным, но обязательно объясненным"

Для самих участвующих в президентской пресс-конференции тружеников СМИ смысл этого обязательного предновогоднего ритуала понятен и очевиден. Журналистика сродни спорту и охоте: если у тебя получается обойти десятки, или, как в данном случае, сотни конкурентов, ты получаешь выброс андреналина в организм, а, если повезет, еще и общенациональную известность. Вспомним, например, бессмертную фразу «Спасибо, Вова!» То, как огромный зал выдохнул после того, как шесть лет назад журналистка из Владивостока Мария Соловьенко ответила таким «почтительным» образом на обращенный к ней путинский призыв «Маша, садись, пожалуйста!», я не забуду, наверное, до конца своих дней.

Но вот не сводится ли весь смысл большой президентской пресс-конференции к такой специфической «ярмарке тщеславия»? Не превратилось ли мероприятие в шоу ради самого шоу — в форум, предоставляющий одним журналистам возможность выразить свои верноподаннические чувства, а другим — как можно больнее «уколоть» главу государства своими хлесткими репликами? Нет, не превратилось. Если президент в России — это некто больший, чем просто президент, то и многочасовые президентские пресс-конференции — это нечто большое, чем «жонглирование словесным мячом» с журналистами.

Как я уже много раз писал, по своим реальным функциям и полномочиям президент России близок к выборному монарху. Президент РФ «парит» в вышине над всеми прочими государственными институтами. Разумеется, в конечном итоге президент РФ подотчетен народу. Но как и в какой форме народ может принять или не принять подобный президентский отчет? Самая яркая из таких форм — это, естественно, выборы. Но в случае с президентом выборы проходят лишь раз в шесть лет. А как, спрашивается, быть в промежутках? Если вы подумали, что я в своем воображении наделил участвующих в президентской пресс-конференции журналистов функцией «чрезвычайного и полномочного посла» от общества к власти или, еще круче, эдакого «суррогата народа», ты вы ошибаетесь. Журналисты представляют лишь самих себя и свои СМИ. Но, если такая коллективная «четвертая власть» делает это добросовестно, то параллельно она выполняет еще очень важную общественную функцию — позволяет президенту произвести замер реальной «температуры» в обществе, включить на полную мощность механизм обратной связи.

Конечно таких «механизмов обратной связи» у президента - «полный гараж». Отчеты по линии администрации президента, отчеты по линии правительства, отчеты по линии спецслужб — если бы президентом был я, то при слове «отчет» моя рука уже давно автоматически «тянулась бы к пистолету». Но президент не может — или, во всяком случае, не должен - ограничиваться только отчетами. Иногда президент должен напрямую и в течение продолжительного времени общаться и с людьми, которые не является его прямыми подчиненными в системе вертикали власти — например, с теми же «тружениками пера и телекамеры».

Чуть выше я написал, что мы, журналисты, не имеем права считать «послами общества»: нас же никто на это не уполномочивал, за нас же никто не голосовал. Но, хотя «послами» мы не являемся, мы все равно обязаны в меру своих сил сил и способностей пытаться своими вопросами передавать президенту «послания» от народу: показывать всемогущему главе государства что на самом деле волнует население. А еще, хотя на это нас, естественно, тем более никто не уполномачивал, мы обязаны играть по отношению к главе государства роль « проводящего допрос следователя».

Так как самозванство или самовольное присвоение «полномочий должностных лиц» у нас карается Уголовным кодексом прошу считать все написанное ниже официальной объяснительной уж не знаю в какие «инстанции». У журналистов нет и не должно быть права карать или миловать, принимать управленческие решения или распределять собственность. Зато у журналистов есть право — да что там право! Обязанность — задавать высшей власти корректные, но острые вопросы и добиваться, чтобы на все заданные вопросы были даны четкие и исчерпывающие ответы.

Надеюсь, что в этот четверг мои коллеги достойно справятся с этой своей святой обязанностью. А президенту я желаю уйти с «ринга» не обязательно побежденным — как показывает опыт, положить Путина на обе лопатки в споре достаточно затруднительно — но обязательно объясненным. Президенту РФ нечего скрывать от собственного народа. А задача журналистов — помочь ВВП «ничего не скрывать».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27864 от 20 декабря 2018

Заголовок в газете: Большой допрос Путина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру