Два законопроекта по 282-й статье Уголовного кодекса, которая карает за публичное «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», в том числе и в Интернете, были внесены в Госдуму президентом Путиным в результате процесса, начавшегося в публичной сфере в начале июня. Тогда в ходе общения главы государства с народом депутат Госдумы писатель Сергей Шаргунов (КПРФ) заговорил о неуемном росте числа уголовных дел против людей, неосторожно репостнувших картинку, высказывание или фото на своей страничке в соцсети. Президент дал поручение Общероссийскому народному фронту и Генпрокуратуре: проанализировать правоприменительную практику и к 15 сентября подготовить предложения по исправлению ситуации. ОНФ поручение выполнил — написал доклад и сдал его в Администрацию Президента. Какие еще идеи содержались в этом докладе, кроме частичной декриминализации статьи 282 УК, — общество доподлинно не знает, потому что опубликован он не был…
И вот на первый раз будет освобождение от уголовной ответственности за действия, подпадающие сейчас под первую часть статьи 282, то есть за «возбуждение ненависти и вражды», в том числе по отношению к «какой-то социальной группе». Такими действиями считается и репост картинки, статьи или комментария и поставленный под статьей, картинкой или комментарием лайк. Максимальное наказание за это — от 2 до 5 лет лишения свободы. Карать теперь будут лишь совершивших подобное повторно в течение года. А попавшихся впервые привлекут в административном порядке — в КоАП появляется новая статья, обещающая гражданам штраф от 10 до 20 тысяч рублей или до 100 часов обязательных работ (с альтернативой до 15 суток административного ареста). Рассматривать такие дела будут суды, а составлять протоколы — прокуроры.
Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») обратил внимание на то, что все внесения в Уголовный кодекс, улучшающие положение осужденных или привлеченных к ответственности, имеют обратную силу. Значит, все заведенные сейчас дела по первой части статьи 282 УК, если фигурант попался впервые, должны быть закрыты, а все осужденные по этому составу имеют право на отмену приговора и судимости. Скольким россиянам поможет частичная декриминализация? Статистика Судебного департамента ВС гласит: в 2017 году по первой части 282-й статьи был осужден 461 человек, а в первом полугодии 2018 года — 203 человека. И это не считая тех, чьи дела еще не переданы в суд…
Будут ли эти дела переквалифицироваться в административные? Г-н Крашенинников уверен, что нет. В разговоре с «МК» он напомнил, что в КоАП «тоже есть обратная сила», и наказывать за деяние, которое ранее правонарушением не считалось, нельзя.
Единогласной поддержки президентские законы при голосовании в третьем чтении не получили. Сергей Иванов (ЛДПР) сказал, что «это лучше, чем ничего», но напомнил, что фракция Жириновского «всегда выступала за полное исключение 282-й статьи из УК», потому что судить «за то, что не случилось, за картинки в Интернете просто аморально».
Юрий Синельщиков (КПРФ) заявил, что коммунисты не могут голосовать «за». «Говорят, что законы хороши тем, что уголовные дела привлеченных или осужденных по данной статье будут прекращены, но эта благодать продлится недолго», — заметил он: если сейчас уголовное дело может быть прекращено, если деяние «в силу малозначительности не представляет общественной опасности», то после вступления законов в силу «всякое малозначительное деяние будет влечь наказание, поначалу, правда, лишь в административном порядке». К тому же административное судопроизводство и следствие столь подробного изучения всех обстоятельств, как в уголовном, обычно не предполагает.
Выступавший от имени «ЕР» Александр Грибов опасности ускоренного штампования административных дел за репосты не видит: ко второму чтению, напомнил он, были внесены поправки, которые позволяют проводить административное расследование, включающее в себя экспертизу, «чтобы действительно понять, есть ли состав в деяниях, или человек действовал абсолютно неумышленно». Одновременно в КоАП был установлен срок давности для нарушений, карающихся по новой статье, — один год. Это значит, что оштрафовать или даже посадить под арест могут за репост, размещенный в течение 12 месяцев до того момента, когда вами заинтересовался следователь.
«СР» тоже была «за»: Михаил Емельянов выступил против того, чтобы вовсе убрать статью 282 из Уголовного кодекса, потому что она «должна защищать суверенитет нашей страны в том числе в духовно-нравственной сфере».
Как бы то ни было, действительно лучше хоть что-то, чем ничего. Тем более что новых послаблений в неутомимой борьбе с вольнодумцами, критиканами и всякими недовольными не предвидится — достаточно посмотреть последние внесенные в Госдуму инициативы о закручивании гаек в Интернете. Их парламент рассмотрит в новом году.