Поводом для протестных выступлений стала появившаяся у венгерских работодателей возможность резко повышать сверхурочные часы работы: с 250 допустимых прежде часов в год до 400. Недовольные нововведением профсоюзы назвали это «законом о рабстве». Так, обращаясь к протестующим, зам. главы Венгерской конфедерации профсоюзов Тамаш Секели обвинил правительство в том, что оно не защищает работников, и добавил, что профсоюзы должны вести борьбу против нового закона на каждом рабочем месте, чтобы не позволить «ввести рабство в Венгрии».
Ну а вслед за этим недовольство протестующих распространилось и на всю политику правительства Виктора Орбана. В частности, его противники негодуют по поводу ограничительного закона о вузах (следствием которого стал уход из Венгрии основанного и спонсируемого Джорджем Соросом либерального Центрально-Европейского университета). «Все, что я хочу к Рождеству — демократия» — с такими лозунгами выходят на улицы противники Орбана. Судя по тому, что некоторые из участников протестных акций облачились в желтые жилеты, французский пример борьбы с повышением цен на горючее оказался заразительным.
Согласно опубликованным европейским статистическим агентством Eurostat данным за прошлый год, уровень жизни в Венгрии остается ниже среднего по Евросоюзу. По такому показателю уровня экономического благосостояния, как ВВП на душу населения, Венгрия находится на 23-м месте в списке из 28 стран ЕС.
Во время антиправительственных манифестаций депутат от Социалистической партии Илдико Борбели Банго обвинил власти страны в том, что они «за последние восемь лет превратили Венгрию в работный дом Европы».
Консервативно-националистический курс нынешнего правительства Венгрии, всячески отбивающегося от попыток убедить Будапешт принимать иммигрантов и беженцев из стран «третьего мира», вызывает раздражение у многих в Евросоюзе (да и за его пределами тоже). Вот что пишет американское интернет-издание Vox в связи с последними событиями: «Венгерский премьер-министр Виктор Орбан, по сути дела, демонтировал демократию в своей стране. Его партия ФИДЕС изменила избирательную систему так, чтобы сделать победу оппозиции почти невозможной, демонтировала независимость суда и превратила почти 90 процентов СМИ в стране в рупоры правительственной популистской и антииммигрантской риторики. После выборов в апреле 2018 г. — ФИДЕС получила менее 50% народных голосов, но две трети мест в парламенте — казалось маловероятным, что эта страна сможет ослабить эту хватку. Но на прошлой неделе произошло нечто, внушающее поистине надежды: тысячи протестующих начали выходить на будапештские улицы на незатухающие антиправительственные демонстрации».
Пик протестов пришелся на выходные, когда в Будапеште на улицы вышли 15 тыс. человек. А вечером 17 декабря сотни человек устроили демонстрацию перед зданием общественной медиакомпании MTVA, которую оппозиция обвиняет в ангажированности. Несколько членов парламента, представляющих оппозиционные партии, ворвались в здание с требованием озвучить требования протестующих. Служба безопасности медиакомпании оппозиционеров, несмотря на их депутатский статус, из здания вытеснила. С парламентариями не церемонились, выволакивая их за руки и за ноги. Одного из депутатов после стычки с охранниками отвезли в больницу (впрочем, медики серьезных повреждений у него не обнаружили).
Представители правящей партии и правительства пока утверждают, что за протестующими нет народной поддержки и все происходящее — «безрассудные» действия оппозиционных политиков, а не действия обычных людей. Однако наблюдатели считают, что жесткие действия охраны против депутатов могут подтолкнуть оппозицию к объединению усилий в борьбе против Орбана и это может всерьез расшатать его позиции.