В Киеве объявили о создании своей поместной церкви

По православному украинскому миру идет раскол

В Киеве состоялся Собор новой церкви, признанной Константинопольским патриархатом и не признанной Россией. Называться она будет на греческий манер — Православная церковь Украины, на Фанаре считают, что православная церковь в мире одна, а ее национальные подразделения должны быть просто отмечены …в Болгарии, …в Сербии, …в Румынии.

По православному украинскому миру идет раскол
Тысячи людей на Софийской площади ждут результатов Объединительного собора Украинской поместной православной церкви.

«Тут концерт непонятно, когда закончится, домой билеты на автобус по 70 гривен, наверное, не будем ждать — поедем!» — говорит по телефону человек из группы людей за моей спиной. Группа из продрогших жителей явно Киевской области (уж больно билеты недорогие) отстояла молебен и часть концерта на Софиевской площади и теперь чапает, не спеша, по мокрому снегу в поисках туалета и теплого помещения. Людьми забиты подходы к станциям метро «Золотые ворота» и «Майдан незалежности», группы прихожан греются внизу — на улице от -1 до +1, снежно и мокро, а многие съехались стоять под Святой Софией с ночи. Всю субботу свезенные со всей Украины священники и прихожане стояли на Софиевской площади в ожидании решения Собора. Пускали туда через оцепление Национальной гвардии с выборочной проверкой паспортов и обязательной — сумок и рюкзаков. Возле палаток для досмотра в снегу стоял «конфискат» — бутылки с алкоголем.

Над толпой хоругвей не видно, все больше украинские национальные флаги и одинокий черно-красный стяг УПА, выступления тоже все больше не церковные — местные фольклорные ансамбли и известные группы с патриотическими песнями. «Мы ехали ночь, здесь с пяти утра стоим!» — отвечают мне священники из Самборовского района Львовской области. Представляют они УАПЦ. Украинская автокефальная православная церковь больше не непризнанная, ее с 11 октября просто нет — она распущена решением Константинопольского патриархата. Ее духовенство самое тихое — пытается удержаться на шпагате между спонсорами из Восточной Украины и прихожанами из Западной, — свою кандидатуру на место предстоятеля не выдвигало и шансов особо на это не имело. Там на Соборе у них 12 епископов, еще 42 от Киевского патриархата и всего 2 от УПЦ Московского патриархата. Каждый из епископов привел с собой прихожанина и священника, каждый из них голосовал за предстоятеля в первом туре, во втором — только епископы.

Перед Собором по всей Украине шла невидная, но тяжелая полупартизанская борьба — УПЦ Московского патриархата вела тяжелые оборонительные бои за своих епископов. Десять из почти ста епископов подписали в свое время письмо в Константинопольский патриархат с просьбой об автокефалии, и то, что на Собор явились только двое из перебежчиков, — настоящий подвиг. Епископа Могилев-Подольского Агапита вывез из отеля в Киеве лично главный спонсор церкви народный депутат Вадим Новинский. Как известно «МК» из своих источников, Агапит был одним из тех самых десяти подписантов. До этого сообщалось, что Агапита в Киев привезли сотрудники СБУ, сам епископ это опровергал.

Не приехал в Киев епископ Генический Филарет — он был одним из трех участников встречи в Украинском доме с президентом Украины Петром Порошенко, на которую отказались идти все остальные архиереи церкви, они готовы были принять Порошенко только в Киево-Печерской лавре. Филарет вначале пошел на встречу с Петром Порошенко, а потом подписал покаянное письмо с отказом от участия в мероприятиях, связанных с новой поместной церковью.

Самыми проукраинскими в УПЦ МП из правящих епископов (то есть имеющих административное влияние на определенные территории) считались Симеон Винницкий и Софроний Черкасский. Так вот Софроний тоже на Собор не приехал — сослался на болезнь. На Соборе были только викарный епископ Киевской митрополии Александр (Драбинко) и близкий к Петру Порошенко митрополит Винницкий Симеон. Без поддержки из родной церкви Симеон проиграл голосование епископу Епифанию из УПЦ КП со счетом 28 против 36 голосов.

Теперь 6 января в Стамбуле митрополит Епифаний вместе с Петром Порошенко получит из рук патриарха Варфоломея тот самый томос.

Участники собрания говорят, что пришли поддержать автокефалию.

Что будет дальше? Еще более жаркая партизанская война в судах и приходах за храмы, монастыри и другое имущество. Недаром на Соборе вместе с президентом Петром Порошенко был спикер Верховной рады Андрей Парубий. Парламент в этой схватке — ключевое звено.

Сейчас в украинском законе о религиозных организациях есть статья 8, допускающая право религиозных общин менять церковную юрисдикцию, но никак не прописан механизм этого перехода. Десятилетиями храмовое рейдерство было в Украине крайне затруднено. Все в итоге решалось в областных судах, и хрестоматийным стал случай в городе Стрый Ровенской области, где двое прихожан из пяти сотен отказались покидать Московский патриархат и отстояли в суде свой храм.

В Верховной раде третий год лежит законопроект 4128, регламентирующий механизм перехода общин, определяющий, кто может голосовать, как и какой процент голосов прихожан должен стать решающим. Все последние годы закон, открывающий дорогу для церковного рейдерства, УПЦ МП удавалось блокировать массовыми протестами.

И там же лежит свежий законопроект 5309, который должен обязать УПЦ МП переименоваться в Русскую православную церковь в Украине. Возможно, после Нового года самые жаркие законотворческие баталии в Киеве пойдут вокруг этих двух законопроектов.

Какие настроения в церквях Московского патриархата? В Винницкой области, родной для Порошенко, после того как митрополит Симеон без благословения главы церкви пошел на встречу с президентом Украины, сотня священников и настоятелей монастырей уже без благословения и разрешения Симеона провели свое собрание и высказались за верность РПЦ. В поддержку позиции митрополита Симеона в свою очередь подписали письмо пятьдесят священников. Всего в этой епархии священников около 800, и из них только 150 четко высказали свое мнение. Остальные — болото — выжидают и размышляют, чью сторону принять.

Митрополит Черкасский Софроний проводил закрытый опрос, у него в пользу поместной украинской церкви высказалось только 30% священников.

Это, повторяю, два епископа с проукраинской позицией, на Востоке Украины настроения наверняка несколько другие.

Попавшие в СМИ результаты закрытого опроса АП Украины говорят о 30% за поместную церковь, 30% колеблющихся с отношением «скорее положительно» и 40% противников перехода.

По православному украинскому миру идет раскол.

Читайте также: "Порошенко заявил на Объединительном соборе о духовном разрыве с Россией"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27861 от 17 декабря 2018

Заголовок в газете: Идет раскол

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру