Еще до визита главы Минобороны России Сергея Шойгу на родину реформатора и миротворца Махатмы Ганди посол Индии в России Бала Венкатеш Варма заявлял: «Одна из первостепенных задач — заинтересовать Россию стать партнером программы «Делай в Индии».
— Сейчас Россия и Индия являются крупными военными державами. У нас есть свои собственные мощности. Нужно прийти к совместным разработкам и производству. Сильные стороны наших стран должны нам помочь наладить более тесное сотрудничество, — подчеркнул посол.
Уже в Индии на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству российский министр обороны Сергей Шойгу отметил — оборонная сфера действительно одно из ключевых направлений российско-индийского сотрудничества. Оно не просто существует, а интенсивно развивается, обрастает новым потенциалом.
При этом российский министр отметил, что Россию и Индию движет навстречу не только чисто экономический интерес.
— Особо привилегированное стратегическое партнерство наших стран базируется на общности подходов к решению глобальных региональных проблем, духовной близости наших великих культур, — констатировал Сергей Шойгу. — Долгие годы мы расширяем плодотворные контакты на всех уровнях. Регулярные встречи лидеров наших стран, последняя из которых состоялась в Буэнос-Айресе, — яркое свидетельство конструктивных двусторонних отношений.
Еще один аспект переговоров в Нью-Дели — работа в Индии центров по обслуживанию российской военной техники.
Индийское руководство отметило, что они готовы создать все условия, чтобы сделать цепочку поставок и обслуживания российского вооружения в Индии более эффективной.
И это не просто удобная формальность. Не будем забывать, что основным танком индийской армии является российский Т-90. Индийское небо защищают истребители Су-30МКИ или МиГ-29, которые также сошли с конвейеров в России. Очень скоро к ним прибавился недоступный для многих бриллиант — зенитные ракетные комплексы С-400.
Впрочем, всех этих договоренностей могло бы и не случиться. Еще недавно в информлентах мелькали новости о том, что Индия в плане военных закупок постепенно «переобувается» с российских на американские.
— Рост экономики вызвал головокружение, и индийцы активизировали закупки в США и Франции их чудовищно дорогих вооружений, — поясняет «МК» заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Однако эксперт успокаивает: такое положение дел справедливо только для последних трех лет. Для выявления устойчивой тенденции на рынке вооружений надо смотреть ситуацию минимум за 5, а лучше — за 7 или 10 лет.
— Эйфория от сближения с США чревата большими разочарованиями, — говорит Константин Макиенко. — Постоянно тратить по 100 миллионов евро на тот же истребитель «Рафаль», совершивший первый полет в 1986 году, — пупок развяжется.
У эксперта есть еще один козырь, который мгновенно отыгрывает для России лучшие позиции.
— Закрыть военные потребности по разумной цене может только Россия или индийская промышленность, выпускающая технику по российским лицензиям. Например, индийская корпорация HAL предлагает индийским ВВС истребитель Су-30МКИ, производство которого полностью локализовано в Индии и дает рабочие места индийцам по цене в три раза ниже французского Rafale. Американские поставки пока не создали в Индии ни одного рабочего места, — подытожил Макиенко.
— Теперь ни одно государство так тесно не взаимодействует с Индией в области передачи технологий производства вооружения и военной техники, как Россия, — подчеркнул на 18-м заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству Сергей Шойгу.