Одной из целей визита Дмитрия Медведева в Брест была попытка в очередной раз урегулировать ситуацию с ценами на российские нефть и газ для белорусской стороны. Ещё с осени стороны пытаются прийти к соглашению по этому вопросу, однако пока каждая стоит на своём. Белоруссия требует снижения цен, Россия же не готова предоставить партнерам по союзному государству экономически не выгодные для себя тарифы (при том, что мы и так продаем им энергоресурсы по ценам, значительно ниже рыночных).
Напомним, что на прошлой неделе Александр Лукашенко упрекнул Владимира Путина в том, что белорусским потребителям российский газ обходится вдвое дороже, чем российским ($130 за тысячу куб. м против $70). Российский же глава на это ответил, что рыночная цена газа составляет почти $200 за тыс. куб. м. Кроме того, Лукашенко потребовал решить вопрос с компенсацией за налоговый манёвр в нефтяной сфере, который начала Россия и из-за которого Белоруссия неминуемо потерпит убытки в связи с повышением цен на нефть и нефтепродукты. В начале ноября страны начали активные переговоры на тему как компенсировать белорусской стороне выпадающие доходы. Механизм предусматривает поэтапное уменьшение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Эти пошлины сегодня направляются на погашение внешнего госдолга. Белоруссия подсчитала, что потери ее бюджета в следующем году дойдут до $300 млн, а цена на нефть будет ежегодно повышаться на $20 за тонну.
Есть всего два возможных варианта компенсации - снижение стоимости нефти для Белоруссии или прямой межбюджетный трансферт. Российская сторона настаивает на том, что может компенсировать издержки путем прямых трансфертов в белорусскую казну, однако белорусскую сторону такой подход категорически не устраивает. Они требуют создать им выгодные условия, причём, зафиксировать их сразу на срок до 2024 года (на есть, на весь период действия налогового манёвра).
Правда, вскоре Лукашенко извинился за то, что инициировал эту дискуссию «в нехорошем тоне». Однако к договорённости по газовому вопросу стороны так и не пришли. Лукашенко заявил, что договорился с Путиным встретиться до конца года с целью решения этого вопроса, а 13 декабря переговоры прошли на уровне премьеров стран.
Заседание проходило в загородной усадьбе «Рыньковка», на печати которого написано «предприятие по оказанию комфорт-услуг». Подготовка к приезду высоких гостей началась за несколько дней. Местные СМИ сообщают, что горисполком разослал председателям кооперативов и товариществ собственников города директиву, что в связи с приездом в Брест премьеров Белоруссии и России Сергея Румаса и Дмитрия Медведева «необходимо внимательно осмотреться вокруг своих домов и дворовых территорий на предмет наличия ненужных объявлений, граффити, порядка на мусорных площадках и т. д.» Как бы то ни было, Брест встретил гостей ослепительной чистотой.
Встреча премьеров и министров в узком составе прошла в закрытом для прессы режиме. Изначально на неё закладывалось сорок минут, но из десяти вопросов в повестке оставили лишь четыре. Главными темами стали военная доктрина Союзного государства и энергетический блок, сообщили «МК» источники в белорусском правительстве. Открытое заседание в расширенном составе было в большей степени формальным – премьеры огласили список «болевых точек», которые собираются обсудить. Так, все ждали подписания соглашения о создании единого визового пространства, которое предусматривает взаимное признание виз. Более 20 лет назад Москва и Минск договорились об «открытости» внутренней границы Союзного государства, но не определили, как ее будут пересекать граждане третьих стран. А ещё в мае, перед ЧМ по футболу, страны подписали соглашение об упрощенном въезде иностранных болельщиков – иностранцы могли пересекать границы государств без виз, по удостоверению болельщика.
В общей сложности повестка заседания Союзного Совмина состояла из 25 вопросов, включая формирование единого правового пространства на территории союзного государства, блок социальных и гуманитарных вопросов. Белорусский премьер Сергей Румата посетовал, что взаимный товарооборот стран пришёл к «отрицательному сальдо», чему поспособствовало ограничение Россельхознадзором доступа на российский рынок белорусской продукции, запрет для белорусских производителей на участие в госзакупках для обороны и на участие в российских госпрограммах поддержки сельхозпроизводителей. Кстати, 13 декабря белорусский гарант Лукашенко сделал очередное громкое заявление – припугнул, что белорусские производители могут уйти с российского рынка. Это произошло во время встречи с главой республики Карелия Артуром Парфенчиковым. «У нас натуральное, а у вас — с добавками. У вас дешевле в силу этого, а у нас дороже». И потребовал создания условий для добросовестной конкуренции.
Тем временем, Дмитрий Медведев изложил «свои соображения» по этому вопросу: по его данным, торгово-экономические отношения развиваются позитивно, и товарооборот растёт (за 10 месяцев текущего года – на 13%). «Ситуация выглядит стабильно, но это не значит, что нет перекосов. Надо преодолевать барьеры для торговли, особенно в перспективных секторах, а также наращивать поставки товаров совместного производства на рынке третьих стран, что закреплено в пятилетнем плане нашего сотрудничества», - заявил Медведев.
По его словам, Россия готова на многое, в том числе, на создание единых таможенной службы, суда, счётной палаты; формирование единой налоговой политики, а также единой политики и в области цено- и тарифообразования.
Предполагалось, что темой обсуждения станет и отмена мобильного роуминга внутри Союзного государства, которую Медведев назвал «чувствительной».
В итоге визовое соглашение так и не было подписано - белорусская сторона не успела закончить внутригосударственные процедуры, но в ближайшее время закончит и все подпишет. Зато договорились о создании равных условий для российских и белорусских поставщиков. Был одобрен индикативный баланс по нефти, бензину, дизельному топливу и мазуту на будущий год.