Политическое будущее британского премьера Терезы Мэй оказалось под серьезной угрозой. Однако лидер консерваторов пока смогла пережить внутрипартийный вотум недоверия, хотя и нельзя сказать, что без потерь.
Перемен британские законодатели захотели из-за действий госпожи Мэй в деле Брексита. Как известно, ранее 25 ноября на экстренном саммите Евросоюза было одобрено соглашение по условиям выхода Великобритании из объединения, после чего канцлер Германии Ангела Меркель твердо заявила, что пересмотру утвержденный вариант уже не подлежит.
Согласно положениям соглашения о «Брексите», Лондон в марте 2019 года перестает быть членом Евросоюза, покинув заодно и все подведомственные Брюсселю структуры. Переходный период будет длиться до конца 2020 года, и в течение этого срока Великобритания сохраняет членство в Таможенном союзе ЕС и остается участником Европейского единого рынка, а также продолжит вносить отчисления в бюджет объединения. После чего Лондон и Брюссель должны выйти на всеобъемлющую торговую сделку. Главный спорный момент касается положения Северной Ирландии: в тексте одобренного соглашения указано, что эта часть Великобритании будет соблюдать дополнительные требования ЕС, чтобы сохранить неприкосновенной границу с Ирландской Республикой — суверенным государством, членом Евросоюза.
После публикации этих положений многие в британском парламенте ополчились против Мэй. Согласно процедуре, 48 депутатов подали соответствующие заявления и вопрос о сохранении кресла за Терезой Мэй был вынесен на голосование. Но действующему главе правительства удалось получить 200 голосов в свою поддержку, преодолев минимум в 158 голосов.
Тем не менее, судьба «Брексита» – при условии, что из-за глубокого несогласия с планом 4 министра уже подали в отставку, включая переговорщика с Евросоюзом Доминика Рааба – остается туманной. Может ли Великобритания остаться и вовсе без сделки?
«Я бы считала что не исключен ни один вариант, – комментирует «МК» руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена АНАНЬЕВА, – Дело в том, что Мэй осталась лидером партии консерваторов и премьер-министром, но так называемые «твердые брекзитеры» в количестве 117 человек будут вместе с оппозицией голосовать против ее сделки. В четверг начинается саммит ЕС, на котором Терезе Мэй скажут, что изменить соглашение невозможно. Ей могут предложить какие-то косметические изменения в политической декларации. Но политическая декларация не носит юридически обязывающего характера. Собственно, в отношении соглашения Британии и ЕС ничего не изменилось. Расклад сил в парламенте по-прежнему таков, что сделка не пройдет. Лейбористы также могут внести вотум недоверия уже правительству, а тори брекзитеры в каком-то количестве могут к нему присоединиться. Демократическая партия проголосует за вотум доверия и будет голосовать за правительство, но эти расклады все очень неопределенные. Поэтому обозреватели и говорят что, в Британии царит хаос и беспорядок».
Причину по которой отказ от сделки стал возможен, Терезе Мэй стоит искать в собственных речах, утверждает журнал The Economist. Во время переговоров она много раз повторяла «лучше уж без совсем без сделки, чем плохая сделка». Эта фраза была манипуляцией над Брюсселем, но неожиданно нашла отклик в Великобритании.