Границу между Чечней и Ингушетией считать установленной: вердикт КС

Конституционные судьи встали на сторону Кадырова и Евкурова

Соглашение о границе между Ингушетией и Чечней не противоречит Конституции РФ и действует - такое решение принял Конституционный суд. Представитель главы Ингушетии отказался отвечать на вопрос журналистов о том, стоит ли теперь ждать волнений в Ингушетии. А представитель главы Чечни выразил надежду, что «эмоции быстро пройдут».

Конституционные судьи встали на сторону Кадырова и Евкурова

Судья-докладчик Сергей Маврин сообщил журналистам, что, так как «все знают о событиях, разворачивающихся в местностях, которые затрагивают эти решения (соглашение о границе вызвало массовые акции протеста в Ингушетии - «МК»)», КС РФ не стал тянуть с вердиктом.

Дело рассматривалось по существу 27 ноября. Основанием стал запрос главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова - он считал конституционными и подписанное 26 сентября 2018 года им и главой Чечни Рамзаном Кадыровым соглашение о границе между двумя республиками, и утвердившие это соглашение 4 октября законы региональных парламентов.

Соглашение вступило в силу 16 октября. Но группа недовольных депутатов ингушского парламента подала запрос в республиканский Конституционный суд, и тот 30 октября признал, что закон о вступлении в силу соглашения «не имееет правовых последствий» без проведения референдума, создав правовую неопределенность.

Сами договоренности между властями Ингушетии и Чечни судьи КС РФ не рассматривали, то есть не оценивали распределение отдельных территорий между республиками «с точки зрения экономической и иной целесообразности», говорится в оглашенном Валерием Зорькиным решении.

Ни в федеральной Конституции, ни в одном из действующих законов не прописана процедура установления границ между регионами - говорится лишь, что в случае «изменения границ» с их взаимного согласия подобные договоренности должны утверждаться Советом Федерации.

Но нынешний казус никакого отношения к изменению границ не имеет, потому что формальной границы между Чечней и Ингушетией никогда не было. Ссылки на то, что в 2009 году были установлены границы муниципальных образований в приграничных территориях, и эти-то границы и следует считать действующими границами между республиками, КС РФ счёл несостоятельными.

Позднее в разговоре с журналистами судья Маврин напомнил: «Ареал обитания чеченского и ингушского народа тесно переплетен, и где найти тот исходный пункт?

Кавказская война (в результате этой войны в 19 веке Российская империя подчинила себе территории Чечни и Ингушетии - «МК») была в одном пространстве, затем казаки туда заселялись, сокращая места обитания этих народов, потом Советская власть создала Горскую республику, потом она распалась и из нее выделилась Чечено-Ингушская АССР, потом и она распалась»

«Так как речь идет о первичном установлении границ, сами республики вправе решить этот вопрос в договорном порядке, а республики представлены такими легитимными органами, как главы республик и парламенты. Соглашение было заключено главами республик, парламенты республик, являясь органами народного представительства, утвердили их законами», то есть всё было сделано конституционно, - так судья вкратце объяснил суть принятого решения.

Рекомендаций законодателям все-таки принять закон, устанавливающий единую для всей страны процедуру установления границ между регионами, в этом решении нет, хотя о наличии правового пробела говорили при рассмотрении дела и представитель президента, и представитель Генпрокуратуры.

Г-н Маврин назвал чечено-ингушскую ситуацию «уникальной» и предположил, что «массовых последствий» данное решение КС иметь не будет. Между тем ранее СМИ со ссылкой на данные Росстата сообщали, что с юридической точки зрения (то есть с занесением в Единый реестр недвижимости) полностью установили границы с соседями лишь 9 субъектов РФ из 85…

КС также напомнил, что «Конституция не устанавливает, когда референдумы являются обязательными в вопросах границ между субъектами РФ», и в ингушской Конституции ничего на сей счёт не написано. А учет мнения населения, который обязателен при изменении границ муниципальных образований, по федеральным законам не требуется в случаях изменения границ субъектов РФ, и государственных границ России тем более.

Что касается того, что Народное собрание Ингушетии приняло закон об утверждении соглашения сразу в трех чтениях и тайным голосованием (на это ссылался, в частности КС Ингушетии) - КС РФ заявил, что «конституционно значимых», то есть влияющих на волеизъявление депутатов нарушений здесь не было.

КС Ингушетии вообще не имел права рассматривать обращение ингушских депутатов, постановил КС РФ - хотя бы потому, что к моменту рассмотрения запроса и оспариваемый закон, и соглашение уже вступили в силу, а правом оценивать на предмет конституционности вступившие в силу региональные законы и соглашения обладает только Конституционный суд России.

Но вызвавшее коллизию решение ингушских коллег федеральные судьи отменять не стали. Слово теперь за КС Ингушетии - он должен либо отменить своё предыдущее решение, либо продолжить настаивать на своём.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27853 от 7 декабря 2018

Заголовок в газете: Границу между Чечней и Ингушетией считать установленной

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру