Падение Берлинской стены, распад Советского Союза и социалистического лагеря, конец холодной войны, попытки положить конец израильско-палестинской вражде, прекращение ядерных испытаний в США – все это случилось, когда хозяином Белого дома был Джордж Г. У. Буш. Можно до бесконечности спорить, «заслуга» ли в случившемся тогдашнего американского президента (а в том, что руку к этому он прикладывал еще будучи директором ЦРУ, сомневаться трудно – и тут не надо быть конспирологом) или же ему просто повезло оказаться лидером Соединенных Штатов в такой переломный момент. Ведь многие процессы были запущены еще при Рейгане. Но рукопожатие Буша и Горбачева в «скорипоновском» клипе «Wind of Change» смотрелось гармонично. О ветре перемен говорил и в своей инаугурационной речи в январе 1989-го Джордж Буш-старший: «Когда подует новый ветерок, и мир, освеженный свободой, покажется родившимся заново, в сердцах людей – если не на самом деле – дни диктаторов закончатся. Тоталитарная эра проходит, старые идеи сдуваются как листья со старых безжизненных деревьев. Дует новый бриз, и нация, освеженная свободой, готова к действиям. Есть новая земля, которую следует вспахать, и новые действия, которые следует предпринять».
Четыре года президентства Буша-отца, 1989-1993 гг. – это было время, когда в воздухе носились окрашенные в розовое надежды на лучший, новый, дивный мир. Эфемерные и, может быть, глупые, но зато красивые надежды, которым сбыться было не суждено. И злая ирония истории проявилась в том, что головы многих из этих надежд свернул другой Джордж Буш, Буш-сын.
«Я люблю тебя, тоже», – это были последние слова, которые Джордж Буш-старший сказал Бушу-младшему по телефону перед смертью. Именно на сходстве и контрасте между отцом и сыном лучше всего проступает облик ушедшего в историю 41-го президента Соединенных Штатов.
Оба они были военными летчиками. Только Буш-старший еле-еле дождался, когда ему стукнет 18 лет, чтобы пойти в армию, когда его страна пережила позор Перл-Харбора. Он стал самым юным военным летчиком в военно-морских силах США. И участвовал в боях против японцев. Был сбит, выбросился на парашюте и несколько часов провел в море на надувном плоту, пока его не подобрала подлодка. С войны вернулся с боевыми наградами.
Его сын тоже был пилотом, служил в ВВС Национальной гвардии Техаса. Но участия в шедшей в то время Вьетнамской войне ему удалось избежать. И во время предвыборной кампании Бушу-младшему не раз пеняли, что он «откосил» от участия в войне.
Оба Буша – и отец, и сын – вели войну против Саддама Хусейна. Но какими разными были эти две войны. Буш-старший пошел походом на Ирак, после того, как саддамовские войска захватили Кувейт. И кто здесь агрессор, а кто жертва, было вполне очевидно. И это не мешает многим иракцам посылать проклятия на голову только что умершего президента США с пожеланиями ему отправиться в ад. Война есть война. И все-таки Сын Буш устроил, не добившись согласия международного сообшества, самую настоящую агрессию против Ирака на основе сфабрикованных обвинений в производстве оружия массового поражения. Никаких доказательств этому не нашли, но дело было сделано. Не только превратившийся в жертву Саддам Хусейн был повешен в багдадской тюрьме, но множество человеческих жизней было уничтожено, Ирак развален (и до сих пор никак не соберется в целое), а на Ближнем Востоке появилась еще одна незаживающая рана, заражающая весь регион.
Работавший при Буше-старшем вице-президентом Дэн Куэйл назвал покойного главу государства «одним из самых компетентных, наиболее знающих и самых самостоятельных людей на этой должности». Добавим, что особенно эти качества стали видны на фоне Буша-младшего, обогатившего мировой политический лексикон кучей «бушизмов», никоим образом не говорящих в пользу его компетентности и знаний.
Но вот сумел же Буш-младший два раза по четыре года провести в кресле президента США, тогда как отец ограничился только одним сроком. Кто знает, пойди Буш-старший на выборы еще раз, история мира была бы другой?
Эпоха Джорджа Буша-старшего ушла задолго до его кончины. Ее отзвуки еще худо-бедно чувствовались при Клинтоне, но окончательно рассеялись при Буше-младшем. И неразумно сожалеть о ней – как и обо всем ушедшем, наверное. Но в наши дни, когда американский президент ведет дипломатию через Твиттер и устраивает в преддверии мировых саммитов этакую игру в ромашку: «встречусь – не встречусь» – поневоле затоскуешь о тех временах, когда лидеры сверхдержав готовы были вести диалог и протягивать друг другу руку.