Очевидно, что без подготовки общественного мнения ни одно ключевое решение ни в одной стране властями не принимается. Россия не исключение. Думаю, примеры приводить не надо.
А если все «за» (или, в случае моей Родины, в телевизоре утверждают, что все «за»), то нужное толкование закона, международного права, договора или соглашения политики обеспечат.
Поэтому, что там у нас с Японией по поводу Итурупа, Кунашира, Шикотана и необитаемых Хабомаи с точки зрения послевоенных договоренностей, можно в расчет не брать. Да и народу эти детали, если верить данным опроса, неинтересны. На вопрос «следите ли вы за новостями о возможной передаче Курил» 49% ответили «что-то слышал, но не разбирался», а еще 31% услышали об этом в первый раз.
Картинка, обобщая, следующая — Япония какие-то там наши острова хочет, но дырку от бублика получит, мы же ее победили.
И вдруг на тебе — аж 17% опрошенных в ноябре социологами граждан согласны передать спорные острова Японии. А в мае 2016 года таких было только 7%. И цифра эта с 90-х годов не менялась.
Что же случилось? Озарение снизошло на россиян: с геополитической точки зрения вопрос островов можно с выгодой для страны решить? Ну, например, хорошие связи с Японией позволят с Китаем уверенней разговаривать или еще что-то в этом духе? Кому-то, наверное, нужно (не думаю, что «Левада-Центру»), чтобы такое мнение в обществе и было.
Для этого есть маленькая хитрость.
Последние полтора десятка лет, когда только 7% населения были готовы отдать Курилы, вопрос звучал так: «Долгие годы камнем преткновения в отношениях между Россией и Японией был вопрос о спорных островах южной части Курильской гряды. Вы в принципе за или против того, чтобы Россия передала Японии эти острова?». Давайте внимательно посмотрим: «камень преткновения в отношениях» — расплывчато как-то, ни о чем. Острова «спорные», но о чем спорить с побежденными? Тем более четко так спрашивают, без обиняков — «чтобы Россия передала».
А в этом ноябре впервые вопрос задали по-другому: «Проблема принадлежности южных Курильских островов является препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора между нашими странами. Вы лично в целом поддержали бы или не поддержали бы идею передать Японии несколько островов Курильской гряды, чтобы заключить мирный договор и развивать экономическое сотрудничество между Россией и Японией?». Чувствуете разницу: «полное урегулирование отношений», «мирный договор», «развивать экономическое сотрудничество». Ну, сказка же. И всего-то надо «в целом поддержать идею передать несколько островов».
Незамысловатая игра словами — и рост готовых расстаться с землями на 10%.
Не знаю, что там наверху думают. Знаю, что на здании академии Пограничной службы ФСБ РФ на Ленинградском проспекте есть надпись: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». И я служил в погранвойсках.