Не будем лукавить, особой заслуга бывшей гражданки Франции в этом нет. Она выиграла не за счет народной любви, а наоборот — за счет большой нелюбви народа к экс-президенту Михаилу Саакашвили.
Правящая партия «Грузинская мечта» перед вторым туром сделала все возможное, чтобы избиратели ни на секунду не забывали, чьей креатурой является Григол Вашадзе. Да и он сам бухнул ложку «дегтя» в свою предвыборную кампанию, заявив во всеуслышанье, что будет добиваться отмены уголовных дел против Саакашвили, возбужденных в Грузии. После чего тот теоретически мог вернуться на родину из «нидерландской ссылки».
Перспектива опять увидеть Михо на политической арене Грузии прельстила не многих. Именно поэтому во втором туре к избирательным урнам пришло намного больше народа, чем в первом. Явка в минувшую среду составила 56,23%, тогда как в ходе первого тура — 46,74%. Это и сыграло свою роль. Хотя оппоненты власти уверяют, что не обошлось без агрессивного «черного пиара», а где-то и без прямого административного давления.
Как бы то ни было, до 2023 года во главе Грузии будет стоять настоящая парижанка с грузинскими корнями, праправнучка грузинского просветителя Нико Николадзе, который был основателем порта Поти и грузинской железной дороги.
Саломе — профессиональный дипломат, представлявший интересы Франции в Италии, США, Чаде, в НАТО и ЕС. Переломным моментом стало назначение Зурабишвили послом Франции в Грузии в 2003 году. Прибыв на родину предков, Саломе сразу оказалась в водовороте «бархатной революции». Ставший главой государства Михаил Саакашвили в знак европейских устремлений страны решил сделать «парижскую штучку» главой грузинского внешнеполитического ведомства. Он уговорил президента Франции Жака Ширака «уступить» Грузии Саломе, поскольку «дипломатов такого класса у нас никогда не было».
Дипломатические способности Зурабишвили проявились сразу — именно она вела переговорный процесс по выводу из Грузии российских военных баз, добившись в этом успеха. Не обошлось и без казусов. Как большинство детей эмигрантов, Саломе очень трепетно относится к национальным традициям, а потому ее решением вновь назначенные послы должны были приходить на вручение верительных грамот в стране пребывания в черкеске.
Однако очень быстро воспитанная во Франции Зурабишвили поняла, что Грузия живет не совсем по европейским законам. В 2005 году она выступила на телевидении с гневным спичем, в котором обвинила спикера Парламента Нино Бурджанадзе в создании «клановой системы» в стране. Дело в том, что грузинские послы предпочитали общаться с руководством страны «через голову» министра иностранных дел. Бурджанадзе обвинила главу МИД в «некомпетентности». И Саакашвили неожиданно встал на ее сторону. Зурабишвили осталась без поста, но страну не покинула.
Она создала свою политическую силу «Путь Грузии», которая начала методично «таранить» режим Михаила Саакашвили. В 2007-м году это закончилось знаменитыми кровавыми разгонами митингов, после которых Саломе в очередной раз убедилась, что Грузия и «демократический выбор» - не слова-синонимы. В 2010-м она уверилась в этом окончательно, и заявив, что демократии в Грузии нет, и оппозиция там работать не может, покинула страну.
Пыталась вернуться в грузинскую политику в 2013-м году, выдвигаясь в президенты. Но пригодилась лишь в 2018-м, именно по причине своего жесткого «антисаакашвилевского» настроя. За это ей простили даже высказывания о том, что в 2008-м году войну начала «несомненно Грузия». «Грузия начала эту часть военной обстановки. Это известно, и это официальная версия для всех, что также подтверждал Евросоюз» - говорила она. И это чуть не стоило ей президентского кресла, поскольку до сей поры в Грузии не многие с этим согласны.
Не слишком хорошо работали на ее имидж и вполне европейские взгляды на возможность использования марихуаны в медицинских целях. Грузинская церковь прямо призывала не голосовать за «пособницу греха». Именно поэтому в первом туре «француженка» Саломе, имеющая родственников во многих международных структурах, что позволяло ей лоббировать интересы страны от Европарламента до ООН, чуть не выпала «из седла». И только угроза возвращения в страну Саакашвили заставила избирателя сосредоточиться на главном и забыть мелкие претензии
Так каким президентом для Грузии станет Саломе Зурабишвили, глубоко любящая страну всей своей эмигрантской душой, но мало её знающая и почти совсем не понимающая?.
Вадим МУХАНОВ, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО:
- В первом туре руководство «Грузинской мечты» явно недооценило противника, поэтому он оказался для многих неожиданным. Второй тур, напротив, оправдал первоначальные ожидания. Позиции Вашадзе подкосила репутация Саакашвили, у которого очень высокий антирейтинг в Грузии. Многие грузины не хотят чтобы он или его эмиссары возвращались во власть. Если бы сегодня в республике был сильный политический лидер, прошлое которого не было бы запятнано Саакашвили, «Грузинской мечте» было бы очень сложно выиграть выборы.
Что касается влияния победы Зурабишвили на российско-грузинские взаимоотношения, то его просто нет.. Во-первых, вся нормализация, которая могла произойти, уже случилась в период с 2012 по 2016 годы. Возобновили авиасообщение, в России начали продавать грузинские товары, открыли дорогу в Верхнем Ларсе и так далее.
Чтобы возобновить дипломатические отношения или сделать еще какие-то шаги навстречу друг другу, нужно добиться компромисса по Абхазии и Южной Осетии, а сегодня это невозможно. Кроме того, на посту президента Грузии Зурабишвили фактически будет одним из спикеров «Грузинской мечты», поэтому было бы странно ожидать, что с ее появлением во внутренней или внешней политике республики появятся какие-то дополнительные российские ноты.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
Новому президенту придется заниматься преимущественно представительством Грузии за рубежом, ведь теперь этот пост в Грузии стал номинальным, как в ряде европейских стран, фактическим главой государства является глава правительства. Пока не следует ожидать, что в дипломатических отношениях между Грузией и Россией произойдет прорыв. Однако можно предположить, что торгово-экономические отношения двух стран по-прежнему будут развиваться и расти, и такое понимание имеется у правящей партии.
Для стабильности экономических отношений торговым партнерам Грузии важно, чтобы в этой стране не произошло каких-либо политических потрясений. Хотя сторонники Саакашвили и угрожали массовыми митингами, если победит не «их» кандидат, на наш взгляд, сегодня экономическая ситуация в Грузии не такая, чтобы «раскачивать лодку» и скатываться к сценарию украинского «майдана» с последующими экономическими проблемами, потерей части территории и обнищанием населения. Оппозиция, скорее всего, возьмет тайм-аут как минимум на несколько лет, а курс на стабильность и экономическое сотрудничество с Западом и Востоком будет продолжаться.