Конституционный суд рассмотрел запрос о границах Чечни и Ингушетии

Представитель Кадырова назвал ситуацию "нестандартной"

Конституционный суд РФ рассмотрел запрос о конституционности соглашения об административных границах между Ингушетией и Чечней — того самого, что вызвало массовые акции протеста в Ингушетии. Из выступления представителя Президента РФ следует, что Кремль нарушений в действиях властей двух северокавказских республик не видит. Судьи свой вердикт объявят позднее.

Представитель Кадырова назвал ситуацию "нестандартной"

Соглашение об административной границе между Ингушетией и Чечней было подписано Юнус-беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым в конце сентября 2018 года, а в середине октября вступили в силу соответствующие законы Чечни и Ингушетии — после ратификации документа региональными парламентами. Но группа депутатов Народного собрания Ингушетии оспорила ингушский закон, обратившись в Конституционный суд республики, который 30 октября 2018 года заявил, что сам закон и процедура его принятия не соответствуют конституции этого субъекта Федерации, а соглашение вступить в силу не может без утверждения на референдуме. Тогда-то глава Ингушетии и обратился в КС: по его мнению, соглашение полностью конституционно.

На заседание КС РФ в Петербург пригласили и главу КС Ингушетии Аюпа Гагиева. Г-н Гагиев, как сообщил глава КС РФ Валерий Зорькин, приехать отказался по принципиальным соображениям, сославшись на то, что «утверждение договоров и соглашений между субъектами РФ относится исключительно к компетенции республики и не может быть предметом рассмотрения КС РФ». Но г-н Зорькин счел претензии г-на Гагиева необоснованными: «Этот вопрос не относится к исключительному ведению субъектов РФ», — заявил он.

Власти Ингушетии и Чечни выступали единым фронтом. От имени г-на Евкурова адвокат Александр Орлов сказал, что требование референдума по вопросу о границе между республиками несостоятельно, а мнение населения «было учтено через его представителей в парламенте республики». То, что закон о ратификации принимался сразу в трех чтениях и тайным голосованием, по его словам, «волеизъявления избирателей не нарушает».

Председатель правительства Ингушетии Зялимхан Евлоев напомнил: после разделения Чечено-Ингушской республики на две части в 1992 году определить границы между ними было поручено комиссии Правительства РФ, но она так и не приступила к деятельности. Из-за отсутствия решения проблемы Закон о местном самоуправлении, который вот уже 10 лет предписывает субъектам РФ создать муниципальные округа на своей территории, в Чечне и Ингушетии действует с изъятиями, и муниципальные органы в приграничных районах созданы по особой схеме. «По умолчанию федеральный центр нам предлагал определиться самим с нашими границами, потому что вопрос деликатный и сложный, и когда появилась политическая воля, мы эту работу провели», — продолжил глава правительства Ингушетии, заверив, что «ни один населенный пункт не перешел ни той, ни другой стороне, и провели границы, как они устоялись фактически, а не как нарисовано на кадастре».

Представитель Рамзана Кадырова адвокат Гаиб Берсункаев назвал ситуацию с границей «нестандартной, требовавшей нестандартного решения» и призвал судей отнестись к ней нестандартно. А спикер парламента Чечни Магомед Даудов рассказал о том, что он как глава комиссии по выработке соглашения с чеченской стороны «с Евлоевым раз пять лично перешел эту границу» в сопровождении жителей обеих республик, которые «одобряли нашу деятельность».

Но одобряли, очевидно, не все. От имени группы депутатов, инициировавших запрос в КС Ингушетии, который «подвесил» договоренности глав республик, адвокат Андрей Сабинин заявил, что все утверждения о полном соблюдении процедур при ратификации соглашения в парламенте Ингушетии не выдерживают критики: «Ни один закон в РФ не может быть принят тайным голосованием», а регламент парламента Ингушетии не предусматривает принятия законов сразу в трех чтениях.

Следом выступали представители оппозиционного ингушским властям Всемирного конгресса ингушского народа, которых пригласили, «чтобы избежать упреков в необъективности при рассмотрении дела», пояснил г-н Зорькин. Они заявили, что «подготовка соглашения шла в обстановке строжайшей секретности» (люди узнали о нем в день подписания), а «ингушский народ никогда не согласится с передачей Чечне около 10% территории и оставляет за собой право отстаивать ее всеми законными способами».Чечня, в свою очередь, прислала на заседание представителей рода Ортсхой (его представители проживают и в Чечне, и в Ингушетии). «Мы тоже беспокоимся, и у нас тоже есть претензии к этому соглашению, но мы отличаемся тем, что всецело доверяем главе республики и властям, вот в чем наша разница», — объяснил один из них.

Федеральные органы власти выступили на стороне властей Ингушетии и Чечни. Представитель Президента РФ Михаил Кротов напомнил, что Конституция РФ не указывает, в чьем ведении находится вопрос об «установлении границ» субъектов Федерации (именно эта формулировка использована властями Чечни и Ингушетии). До сих пор ничего нет на сей счет и в федеральных законах, продолжил он: неоднократно в Госдуму вносились законопроекты, предлагавшие прописать процедуру установления границ между субъектами, но их не принимали «по разным причинам», в том числе из-за неготовности тратить деньги на межевание.

По данным Росстата, на сегодняшний день реально (то есть с занесением в Единый реестр недвижимости) установлено 19,6% границ между субъектами РФ, и полностью решили проблему лишь 9 из 85 регионов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27845 от 28 ноября 2018

Заголовок в газете: Безграничная Россия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру