Уникальная авиабаза в Антарктиде: кто хочет опередить Россию

Китай замахнулся на полезные ископаемые

Китай готовится развернуть в Антарктиде первую в истории континента крупную авиабазу-хаб. Для этого в начале ноября китайцы начали очередную антарктическую экспедицию. Развитие туризма в регионе как официальная версия, высказанная на страницах «Жэньмин жибао», выглядит неуклюжей. На антарктический шельф логичнее ложится милитари-сценарий: возможность использовать аэропорт для базирования военной авиации КНР. Но зачем Поднебесной укреплять этот ледовый фронт? «МК» попытался выяснить, стоит ли бояться раздела шестого континента планеты.

Китай замахнулся на полезные ископаемые
Самолет «Сюэин‑601» стал воздушным мостом Китая в Антарктиде. Фото: air66.cn.

Китайский поход на Южный полюс

Первую станцию под флагом Китая в Антарктиде открыли еще в 1985 году на островке с экзотичным для этих мест названием — Ватерлоо. Штат научно-исследовательской станции «Чань-Чэнь», в переводе «Великая стена», не превышал 40 человек в самое теплое, летнее время. Но именно открытие «Великой стены» во льдах Антарктиды некоторые считают точкой отсчета в становлении Китая как одного из мировых лидеров.

В разрезе мирового господства интересна третья китайская станция, открытая в 2009 году. Она встала в один ряд с русским «Востоком» и североамериканской «Амундсен — Скотт», которые носят статус постоянных. И название соответствует особому положению — «Священный пик», аналог греческого Олимпа. Особенной ее делает чисто географический аспект: станцию «Священный пик» китайцы в любой момент могут «запрячь» в чисто военную упряжь. Из-за очень сухой, чистой и практически безветренной атмосферы в том районе она идеальна для слежения и дальнего загоризонтного наблюдения.

А открытая в 2014-м небольшая научно-исследовательская база «Тайшань жэнь» идеальна, чтобы в нужный момент выполнять функцию базы «подскока». Она находится на плато в 2600 метрах над уровнем моря, и до ближайших китайских соседок от нее не больше 600 километров.

Однако все эти базы так и оставались «консервами». Добраться до них можно было только морем. У КНР пока один-единственный ледокол «Сюэ лун», или «Снежный дракон». Плывет он к ледовым берегам от 15 до 20 суток — в зависимости от капризов неба и океана. Потому для развертывания дополнительного присутствия в Антарктиде у Китая особой возможности не было: снабжение ресурсами и людьми «опорных точек» Поднебесной — дело затруднительное и очень затратное.

Однако в 2015 м произошло событие, способное перевернуть устоявшийся мир.

Под пятой «дракона»

В 2015 году Китай купил у США самолет Basler BT 67. На роль «крушителя устоявшегося миропорядка» его определила одна конструкционная особенность — возможность работы в высоких широтах. Там, где другие воздушные транспортники «захлебываются», этот тянет легко и безотказно. Китайцы, долго не рассуждая, поверх латиницы начертали «Сюэин 601» и послали самолет в Антарктиду.

И в 2015-м же руководство КНР утвердило государственную программу по освоению Антарктиды. Ее главный смысл — строительство огромного воздушного хаба, способного принимать как гражданскую, так и военно-транспортную авиацию.

После этого Китай спешно приступил к созданию хорошо укрепленных и смонтированных взлетно-посадочных полос длиной до 4 километров около своих антарктических баз «Чжуньшань» и «Священный пик». В 2017 году эти работы были успешно завершены. И 16 декабря того же года Китай официально открыл прямое сообщение с Антарктидой. В этот же день пассажирский рейс Hainan Airlines приземлился на ледовом континенте. Теперь для бесперебойного снабжения антарктических баз вместо 20 суток на ледоколе требуется до 20 самолеточасов.

В итоге КНР замахнулась уже на третий и самый крупный капитальный аэродром в Антарктиде. Станция «Куньлунь» пока располагает только небольшой ВПП, а аэродром станции «Чжуньшань» приспособлен принимать лишь небольшие самолеты. Запланированная отдельная авиабаза-станция обзаведется крупной взлетно-посадочной полосой, которой по силам принять тяжелые транспортники по типу нашего Ил 76 или «Руслана». Это мгновенно возведет новоиспеченную базу в ранг общеантарктического центра воздушной навигации.

Вот как комментируют надвигающуюся экспансию Китая на ледовые берега континента: «Китай в Антарктиде должен иметь полностью удовлетворяющее его интересы материально-техническое обеспечение. Поэтому именно строительство большой авиабазы с развитой инфраструктурой будет соответствовать стратегическим нуждам Китая в зоне Южного полюса. И это окажет решающую помощь в различных исследованиях и позволит КНР иметь решающее право голоса в управлении воздушным пространством в Антарктике».

За фразой «решающую помощь в различных исследованиях» легко нащупать более жесткий и повелительный подтекст. Они хотят Антарктиду всю целиком.

— Китай не скрывает своих экспансивных настроений. Их интересует любая точка на планете, — считает военный эксперт Александр Мозговой. — И, естественно, их интересуют прежде всего ресурсы.

Но достанется ли ледовый континент китайским товарищам просто так, без боя?

С видом на «Восток»

Всего в Антарктиду врыто 89 станций разного калибра: от небольшой сезонной чешской «Эко-Нельсон» до крупногабаритных «международников».

Однако основные игроки в возможной битве за Антарктиду — это американская «Амундсен — Скотт» и наша «Восток». Российская научно-исследовательская станция «Восток» — ближайшая к китайцам капитальная база. Дата ее рождения — октябрь 1957 го. Ее «фишка», играющая одновременно и в плюс и в минус, в том, что она находится в самом недоступном месте Антарктиды. Еще одна особенность «Востока» — она расположена на трех полюсах одновременно: южном геомагнитном, полюсе холода и полюсе недоступности.

Станция никогда не переставала функционировать. Летом на ней работают 25 полярников, зимой — всего 13. Это поменьше, чем китайских друзей на том же «Куньлуне». А все потому, что в районе «Востока» часто регистрируют температурные рекорды со знаком минус. В 1983 году здесь была зафиксирована одна из самых низких температур окружающей среды на Земле —  89,2°C. Чтобы привыкнуть к условиям на континентальной Антарктиде человеку требуется от 1 до 3 месяцев.

Первоначальная цель «Востока» — исследование экосистемы Антарктиды. Наши ученые, которые там работают, до сих пор «тянут» огромный спектр работ: геофизические, гляциологические, аэрометеорологические и медицинские. Они не скрывают: у них немало сведений и о полезных ископаемых на ледяном континенте.

Российская станция «Восток» вряд ли сможет превратиться в военную базу. Фото: ekaykin.livejournal.com.

Что представляет собой российская станция «Восток»?

Построек на территории станции не так уж и много: жилое помещение, столовая, строения для научной и исследовательской работы, дизельный блок и другие небольшие вспомогательные хозпостройки. Жилой блок укрыт толстенным слоем снега. Выбраться наружу можно через основной или запасной выходы.

Но просто так, отворив дверь, навстречу солнцу и морозу выйти не получится. Чтобы вдохнуть свежего антарктического воздуха, нужно пройти по 50 метровому тоннелю, прорытому в снеговой толще.

Если предположить, что битва за Антарктиду может разыграться в прямом смысле, то наш «Восток» далек от привычного понимания военной базы. При этом есть один серьезный минус, который делает станцию непригодной для переоборудования в крупный военный объект, — это низкое давление и очень низкая температура. Самолеты на «Восток» могут летать только очень короткий период в году — с середины декабря по февраль. В другое время они не могут приземлиться — даже полозья спецсамолетов мгновенно вмерзают в лед. Другая техника, кроме легких снегоходов, добраться до «Востока» не может. И если что-нибудь произойдет экстраординарное, востоковцам придется отбиваться самим — ждать помощи будет неоткуда.

Разве что телеграфировать американскому соседу, который на роль военного объекта подходит гораздо больше.

Звездно-полосатый хай-тек среди льдов

Американская научно-исследовательская станция «Амундсен — Скотт» на год старше советско-российского «Востока» — официально звездно-полосатый антарктический объект открылся в 1956 году. Свое название он взял в честь открывателей Южного полюса — Руаля Амундсена и Роберта Скотта.

Американская станция первоначально была очень скромной — всего на несколько лабораторий. Все изменилось в 1975 году. Тогда «Амундсен — Скотт» накрыл огромный сверхпрочный купол, под которым построили новые жилые и рабочие корпуса. Теперь станция в силах принять до 44 человек. В таком виде самая крупная станция в Антарктиде простояла до 1999 года. Тогда, вероятно, из-за начавшейся экспансии Китая американцы решили, что «Амундсен — Скотт» надо расширять. Так появились ультрамодные — из композитов и алюминиевых сплавов — жилые корпуса, быстро ставшие достопримечательностью Антарктиды. Тяга к комфорту «как дома» заставила американцев отгрохать немыслимую для этих мест инфраструктуру: почтовое отделение, магазин и паб.

Но вскоре обнаружилась существенная проблема: на здания под куполом быстро наносился снег. Прогревать корпуса стало сложнее и дороже — литр драгоценного дизеля меньше чем за 7–10 долларов не доставить.

Решение нашли быстро: здания посадили на гидравлические опоры и приподняли. Этого хватит, чтобы станцию не заносило снегом минимум до 2033 года.

Жилые корпуса и лаборатории также обновили. Теперь на «Амундсен — Скотт» могут в относительном комфорте трудиться до рекордных 150 человек.

С воздушным сообщением у американцев гораздо лучше, чем у российского «Востока». Взлетка, врытая в толщу снега, готова принимать транспортники средней весовой категории С 130 «Геркулес». Однако частые сильные ветра мешают круглосуточному авиасообщению — борт может сесть или взлететь только в светлое время суток. И это в момент активной битвы за Антарктиду тоже грозит обернуться минусом — в отличие от любой китайской американская база в нужный момент может остаться без снабжения.

Фото: xinhuanet.

В ожидании команды на раздел

Антарктида и вправду «кладовая» планеты. Там есть все: от нефти и каменного угля до залежей цинка, молибдена и других цветных металлов.

— Ради своих целей китайцы легко могут разместить или переправить туда все что угодно: от вооруженных ледовых вездеходов до целых ракетных батарей и радиолокационных станций, — считает Александр Мозговой.

При этом он вносит серьезную оговорку: до 2058 года китайцы в Антарктиде в открытую возводить громадную военную базу не будут. Именно в 2058 году истекает срок действия соглашения от 1959 года о статусе этого континента. И тогда Антарктиду можно смело начинать «дербанить». Если, конечно, ничего не изменится.

— Китайцы всегда щепетильны к мировым соглашениям, — говорит Мозговой. — Однако как только сроки моратория, касающегося Антарктиды, истекут, я уверен, Китай уже будет во всеоружии. И постарается отхватить самый жирный кусок.

Но это если Россия или те же США спустят все на тормозах. Да, на военные базы ни «Восток», ни «Амундсен — Скотт» пока не претендуют. Однако одно их присутствие простым и безмятежным покорение шестого континента китайцами не сделает. Потому, если экспансивный порыв у китайских товарищей меньше не станет, не исключено, что мы увидим, как самый холодный континент планеты превратится в самую горячую точку на земле.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27843 от 26 ноября 2018

Заголовок в газете: «Китайский дракон» грезит Антарктидой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру