Депутаты написали закон о своей коррупции: сами себя не уволят

Досрочный вылет из парламента за это им не грозит

Законопроект о новых видах наказаний за коррупционные правонарушения для депутатов Госдумы и сенаторов может быть принят в первом чтении в декабре этого год. За умышленное вранье в декларациях, дорогие подарки и неурегулированный конфликт интересов он обещает предупреждение или лишение руководящих должностей. Досрочный "вылет" из парламента за такого рода шалости грозить не будет.

Досрочный вылет из парламента за это им не грозит
Фото: duma.gov.ru

Законопроект внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов и направлен на реализацию Национального плана противодействия коррупции на 2018-20 годы и последних рекомендаций Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), в которую входит и Россия: в этих документах говорится о необходимости унифицировать меры ответственности, предусмотренные за коррупционные нарушения в разных сферах управления и органах власти. Что касается парламента, то сейчас закон «О статусе члена СФ и депутата Госдумы…» перечисляет основные антикоррупционные требования вроде обязательного ежегодного декларирования доходов, имущества, декларирования крупных покупок и необходимости уведомлять руководство палаты и специальную комиссию о наличии конфликта интересов. Но наказание предусмотрено только за «непредоставление или несвоевременное предоставление» самих деклараций, и наказание это суровое: досрочное лишение полномочий. Все остальные нарушения, даже будучи обнаруженными, грозят депутатам и сенаторам разве что репутационными издержками.

Теперь же предлагается прописать такие меры воздействия, как «предупреждение» и «освобождение от руководящей или иной должности» (например, спикера, вице-спикера, главы комитета или комиссии или замглавы комитета или комиссии). Они могут быть применены за невыполнение требований об урегулировании конфликта интересов, за разглашение информации ограниченного доступа или служебной информации, за получение дорогих подарков, зарубежные поездки на деньги физических или юридических лиц (если речь не идёт о служебной командировке), за использование в не связанных с парламентской деятельностью целях материально-технических, информационных или финансовых средств, которые предназначены только для обеспечения работы в парламенте. Предупреждение или лишение поста станут наказаниями также за отдых или развлечения за счет «физических или юридических лиц". И еще за предоставление в декларациях «заведомо недостоверных сведений о доходах и имуществе»…

Трудно сказать, почему умышленное враньё в декларациях сочтено не заслуживающим столь серьезного наказания, как лишение мандата, а невыполнение формальной процедуры - непредоставление декларации в срок - заслуживающим, причем безальтернативно. Один из авторов внесенного законопроекта, первый замглавы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев («ЕР») в разговоре с «МК» объяснил это так: "непредоставление декларации без уважительных причин - однозначно тяжкое нарушение, которое свидетельствует об отказе выполнять важные системные требования". А дифференциация наказаний за другие коррупционные нарушения, по его словам, позволит "учитывать конкретные обстоятельства и применять меры ответственности в соответствии с ситуацией".

Эксперт Центра «Трансперенси Интернешнл - Россия» Игорь Сергеев сказал «МК», что полной унификации применяемых при нарушении антикоррупционных требований наказаний в России все равно не произойдёт: "к сожалению, на сегодня общие нормы базового закона «О противодействии коррупции» конкретизируются во множестве подзаконных актов и других законов, в которых понимание смысла конфликта интересов, например, отличается, и госслужащих за это нарушение могут уволить, а депутатов и сенаторов всё равно нет». Так что перед нами, считает он, «полумера, но полумера, говорящая о движении в правильном направлении", а "с учетом специфики деятельности депутатов и сенаторов», занявших кресла в результате выборов или специальных процедур, связанных с волеизъявлением избирателей, полумера «вполне пока достаточная». О том, что к депутатам и сенаторам дисциплинарные меры воздействия, общие для других категорий должностных лиц, «неприменимы», говорится и в пояснительной записке к законопроекту.

При этом вопрос о том, что может считаться конфликтом интересов применительно к депутатам и сенаторам, не проясняется. Базовый закон «О противодействии коррупции» называет этими словами прямую или косвенную заинтересованность должностного лица, которая может повлиять или влияет на «надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) полномочий». Заинтересованность может быть связана с получением доходов или выгод не только самим парламентарием или связанной с ним организацией, но и членами его семьи или близкими ему людьми и организациями. Неуведомление руководства о наличии возможного конфликта интересов - нарушение. Но «депутат в принципе является представителем интересов других лиц и организаций в парламенте, и здесь оценить, есть конфликт интересов или нет, ещё сложнее»,- признает г-н Валеев.

Кстати, в Думе этого созыва Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе признала наличие конфликта интересов в действиях единоросса Андрея Палкина: он направлял от своего имени депутатские запросы в прокуратуру и налоговые органы в интересах коммерческих фирм, принадлежащих его сыновьям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру