В России в последние годы построено и строится немало интересных зданий самого разного назначения. И не только в Москве. Но феномен возрождения в нашей стране религиозного зодчества, пожалуй, действительно заслуживает того, чтобы о нем отдельно рассказать в Европе. После десятилетий прозябания, варварского сноса храмов трудно было надеяться на ренессанс. Но он наступил. Восстановлены снесенные ранее Казанский собор на Красной площади, храм Христа Спасителя, недавно возведен новый собор в Сретенском монастыре, строятся другие церкви в разных регионах страны.
Обо всем этом и рассказывается в экспозиции русской выставки в Венеции. Средства для рассказа выбраны самые современные, включая 3D-изображения и очки виртуальной реальности. При этом рассчитывали, в первую очередь, на вкусы и пристрастия молодежной публики. Но, как показал первый день работы выставки, зрители в возрасте тоже с удовольствием пользовались компьютерными технологиями. Некоторые просто не могли оторваться от «3D-биноклей».
Контрапункт экспозиции - проект храма Воскресения Христова, который начали возводить в Подмосковье, в парке «Патриот». Он станет главным военным храмом, и должен быть открыт 9 мая 2020 года, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Храм сможет вмещать до шести тысяч человек одновременно. По мысли инициатора проекта - министра обороны Сергея Шойгу, с сооружением такого храма в России возродится прерванная после 1917 года традиция строить соборы в честь победы русского оружия. Ведь и храм Христа Спасителя в Москве возводился на народные деньги в честь победы над Наполеоном.
В Венецию привезли макет храмового комплекса. Кроме того, благодаря цифровым технологиям, все желающие могут увидеть 3D-модель храма с мельчайшими деталями его будущего внутреннего и внешнего убранства. Презентовали проект в первый день выставки архитектор храма Дмитрий Смирнов и протоиерей Леонид Калинин, возглавляющий экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви.
- Храм, думаю, будет очень любим верующими. Мы уверены в этом, - сказал отец Леонид. - Мы хотим, чтобы в этом храме были выражены память подвига Победы, память того, что мы помогли Европе освободиться от страшной коричневой чумы. Но прежде всего, конечно, здесь будет идея победы над смертью, которая является главной мыслью, главной идеей христианской веры.
Протоиерей Леонид, кстати, с отличием окончил Суриковский институт. Его оценки художественных достоинств храма, при возведении которого используются современные технологии и материалы, например, гальванопластика, медь, стекло, звучат убедительно. Особо отметил священник, что строго выдержаны все церковные каноны.
- Здесь всё выдерживается в православном духе, - сказал отец Леонид.
И еще, по его словам, важно, что авторы проекта при всех новациях следуют архитектурной православной традиции, ее «золотого века», который пришелся на годы царствования Александра III. Тогда по всей Российской империи возведены были многочисленные храмы. Например в Варшаве, Самарканде, Кишиневе, Таллине, Тбилиси, а еще в Софии, освобожденной русскими войсками от турецкого владычества.
Главный архитектор храма и автор проекта Дмитрий Смирнов рассказал на открытии выставки в Венеции о том, что будет символизировать главный военный храм. Так, центральный купол храма имеет диаметр 1945 сантиметров, повторяя год окончания Великой Отечественной войны. Высота малых куполов - 1418 сантиметров, символизируют число дней с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Высота звонницы 75 метров, что означает 75-ю годовщину Победы, к которой планируется освящение храма. Вокруг храмового комплекса будет устроена галерея памяти длинною 1418 шагов. На стенах галлерии в стиле фотомозаики будут размещены микрофотографии 33 миллионов участников той войны.
Масштабный проект не оставил равнодушным эмоциональных итальянцев. Например, директор отделения философии и культурного достояния Венецианского университета Ca' Foscari (Ка Фоскари) Джузеппе Барбьери поражен грандиозностью проекта.
-Я лично очень приятно впечатлен масштабами этих проектов. Интереснейшим образом использовали пропорции чисел касательно конструкции. На наш взгляд удивительно, каким образом эти формы связаны с традиционной русской религиозной архитектурой, - сказал Джузеппе Барбьери.
Он напомнил, что многие архитектурные памятники Венеции носят отпечаток византийской традиции, то есть имеют общие исторические корни с русской сакральной архитектурой.
В свою очередь, профессор истории русского искусства университета Ca' Foscari Сильвия Бурини не без легкой зависти сказала «МК» о своих впечатлениях от проекта.
-Я живу в Венеции, где много памятников, которые мы храним. Но я часто задаю себе вопрос: какие памятники нашего времени увидят люди через несколько веков? Какие наши памятники мы им оставим? Это очень важно, что у вас в России существуют такие архитекторы, которые сегодня делают памятники на века, на будущее. Это важный знак, - сказала Сильвия Бурини.
Многие итальянцы, кстати, удивлялись не только масштабу проекта, но и тем срокам, в которые планируется возвести храм. Например, кавалер Ордена за заслуги перед Итальянской Республикой, экс-мэр города Гарньяно Джанфранко Скарпетта считает, что обычно такие храмы строятся 3-4 года. Тем не менее, он уверен, что Россия справится и построит храм в срок.
Так считает и Александр Алексеев, председатель правления фонда «Воскресение». Этому фонду доверен сбор средств на строительство главного военного храма.
-Более тридцати тысяч жертвователей внесли свой вклад в строительство храма - как физические лица, так и организации. Это центр духовности. Уверен в том, что храм - как он сейчас выглядит – будет построен в обозначенные сроки, - сказал представитель фонда.
Наверное, так оно и будет. Главное, чтобы строился храм всем миром. Ну, а удивлять нашей стране не привыкать. В войну победили. А это ведь куда труднее, чем храм построить!