После крайне обидных для только что созданной под премьера Виктора Черномырдина партии власти «Наш дом - Россия» результатов декабрьских думских выборов 1995 года президент Борис Ельцин заявил в следующем январе: «В том, что за НДР на парламентских выборах проголосовало около 10% избирателей, виноват Чубайс. Если бы не допущенные им ошибки в проведении экономической политики, число проголосовавших было бы не меньше 20%».
Я уже давно не питаю особой симпатии к только что уволенному тогда с поста первого вице-премьера Анатолию Чубайсу, но по-прежнему считаю ту ельцинскую оценку глубоко несправедливой. 10,13% голосов, полученных НДР на выборах, были виной не столько Анатолия Борисовича, сколько самого Ельцина и всей возглавляемой им пирамиды российской власти.
Но если попытаться найти структуру, на которую можно указать пальцем и заявить: «Вот она — главная виновница политических проблем российской власти второй половины 2018 года!», то подобный поиск не будет особо долгим. Такой «виноватой структурой» является возглавляемый Медведевым и Силуановым кабинет министров и первоначальный настрой верхушки правительства на проведение пенсионной реформы в ее жестком варианте. Сейчас тема повышения пенсионного возраста постепенно уходит — а, может быть, даже ушла — из топа российских общественно-политических дискуссий. Но вот политические последствия реформы отказываются «остаться в 2018 году».
Конечно, самые опасные политические «загогулины» были сглажены властью еще на стыке лета и осени этого года. Когда по итогам единого дня голосования-2018 результаты губернаторских выборах в четырех регионах оказались неудачными для президентских назначенцев, это было истолковано как поражение Кремля. Но, как я узнал позже, реальная картина была гораздо более сложной и противоречивой. По словам осведомленного источника, на момент старта выборной гонки позиции кандидатов от власти были очень слабыми, например, в Алтайском крае, в Ивановской, Новосибирской, Кемеровской и Псковских областях и в еще одном, не очень далеком от столицы крайне важном регионе.
Учитывая все это, с точки зрения Кремля общий политический итог второй половины 2018 года все равно выглядит положительно. Непосредственная политическая «цена» пенсионной реформы для власти могла бы оказаться неизмеримо более тяжелой. Но при этом в окружении Путина полностью отдают себе отчет: окончательный «политический чек» за пенсионку еще не подбит. Из-за первоначального «напора и натиска» в стране произошли глубокие изменения в плане социального самочувствия. Некоторые чиновники говорят даже о «психологической травме», ударе по «общественному договору между народом и властью».
Важно понимать, что эти процессы затронули не только простых граждан страны, но и те слои, из которых состоит региональный политический актив. В начале июля этого года я посетил один из регионов центральной полосы Россию. И самую острую критику в адрес пенсионной реформы услышал из уст босса местного филиала Народного фронта — структуры, созданной для поддержки и продвижения политики президента. Конечно, «деморализация актива» и близко не подошла к тому масштабу, что наблюдался в поздний горбачевский или ельцинский периоды. Но необходимость в «мотивации подчиненных» со стороны ВВП по-прежнему очень сильна. Именно поэтому в структурах власти, видимо, и возникла идея о желательности визита Путина на съезд «Единой Россия».
Разумеется, еще более эффективной «мотивацией» будет победа президентского назначенца на новых выборах губернатора Приморья. Когда речь шла о Хакасии, Кремль очень спокойно смотрел на перспективу появления в должности руководителя этого региона коммунистического кандидата. Как заверил меня собеседник в федеральных управленческих структурах, все скандальные попытки снять Валентина Коновалова с выборов были инициированы не Москвой, а местными политическими и бизнес-воротилами. Но вот «сдавать без боя» Приморье никто в Кремле не собирается. Приморье — это регион-символ, «стратегический политический актив».
Но что бы ни произошло 16 декабря во Владивостоке, это не отменяет необходимость формулирования новой позитивной общенациональной повестки дня — например, в виде наполненного глубокой смысловой «начинкой» послания парламенту. Лето и осень этого года были временем, когда Путин активно тратил свой политический капитал на поддержание общей стабильности политической системы. Сейчас задача предыдущих месяцев в основном выполнена. В конце этого и начале следующего года ВВП может сосредоточиться на залечивании вызванных пенсионной реформой «политических ран» российского общества. Посмотрим, как он с этим справится.
Читайте также: "Эрдоган озвучил перед Путиным несуществующие рекорды"