К комментариям дипломатов и мультипликаторов можно добавить, что общество, в котором детский мультик способен вызвать такую реакцию, больно. Оно больно отсутствием чувства юмора. Однако стоит ли считать The Times общественной трибуной, если учесть, что в минувшем году российский мультфильм занял пятое по популярности место за всю историю YouTube?
Напомним, что в статье «По мнению критиков, детское шоу является пропагандой Путина» приводится мнение профессора Букингемского университета Энтони Глиса, отмечающего в характере Маши чрезмерную напористость. «Не будет преувеличением сказать, что она ведет себя по-путински» и «слишком много на себя берет», считает профессор.
Российское посольство в Лондоне на своей странице в Твиттере рекомендовало Великобритании выработать «дорогостоящий подход» к защите от токсичного воздействия мультипликационного сериала. «Важный вопрос был поднят The Times сегодня: как Великобритании найти спасение от «Маши и Медведя»? Открыть центр по противодействию мультипликационным фильмам где-нибудь на Балтике? Поместить всех карикатуристов в санкционный список ЕС? Очевидно, что требуется решительный и очень дорогостоящий подход», - говорится в комментарии дипломатического представительства России.
В свою очередь руководитель студии «Анимаккорд» Дмитрий Ловейко подчеркнул, что его организация является чисто коммерческой, не получающей кремлевского финансирования. Он добавил, что у создателей мультсериала и в мыслях не было политических параллелей, что студия - «независимый от государства и экономически успешный проект».
Ранее с аналогичной репликой выступила режиссер-мультипликатор студии Наталья Мальгина. «Мы от этого далеки. И мы коммерческая организация, у нас нет никакой государственной поддержки. Поэтому я думаю, что это глупость, не более того. Уж простите мне такое отношение к профессору из Англии. Я думаю, что фрики везде есть, среди профессоров тоже. Это мультик о девочке и медведе, не более», - сказала Мальгина, добавив, что создатели «Маши и Медведя» стараются нести в мир прекрасное и доброе.
Когда корреспондент «МК» пробежал глазами нашумевшую в России статью в The Times о «Маше и Медведе», то на память пришли слова из одноименной песни Бориса Гребенщикова:
«Маша и медведь.
Вот нож, а вот сеть...»
Насчет «сети» - не поспоришь. На одном только YouTube-канале Masha and The Bear, где герои мультсериала говорят по-английски, в его ласковые сети угодило более 4 миллионов зрителей. Сегодня «Маша и Медведь» признан самым просматриваемым мультфильмом в мире. Как уже говорилось, в прошлом году он занял пятое место по популярности за всю историю видеохостинга YouTube, набрав 2 млрд просмотров.
В глобальном мире «мягкая сила» способна сокрушать самые неприступные крепости. Нервная реакция The Times на «Машу и Медведя» наводит на мысль о том, какая стратегия России на глобальной арене сегодня может быть наиболее эффективной. Это, безусловно, soft power. Если верна мысль о том, что победу над Советским Союзом в холодной войне одержали не столько политики, сколько The Beatles, то и пробить брешь в стремительно растущей стене взаимного отчуждения и недоверия России и Запада способна культура, в первую очередь массовая. С их стороны послом доброй воли можно считать, к примеру, Гарри Поттера. С нашей на эту благородную роль претендуют Маша и ее Медведь — спасибо профессору Глису за подсказку.