По итогам первого тура два лидирующих кандидата набрали практически равное число голосов. Саломе Зурабишвили, которую поддержала правящая партия «Грузинская мечта», набрала 38,64% голосов. Кандидат от ЕНД, муж кумы Саакашвили Григол Вашадзе — 37,74%. Вроде бы у Зурабишвили немного больше, но во втором туре против нее объединятся все сторонники ушедшей власти. В том числе и те, кто в первом туре голосовал за кандидата от «Европейской Грузии» Давида Бакрадзе. Потому что в «Европейской Грузии» также собрались ближайшие сторонники Саакашвили: она и ЕНД — это две головы одного дракона.
В эмигрантской среде Вашадзе победил уже в первом туре: получил 52,71% голосов. Его популярность в диаспоре определяется несколькими факторами. Во-первых, там сильны позиции сторонников Саакашвили, покинувших родину после победы «Мечты». Живущие на Западе грузины одобряют прозападный курс Мишико. Грузинская «диаспора» на Украине вообще воюет против русских с оружием в руках. Во-вторых, весь жизненный путь Вашадзе — это пример успеха «диаспорального» грузина: блестящая карьера в России, потом — триумфальное возвращение на родину. Кое-кто, возможно, даже надеется на улучшение российско-грузинских отношений при Вашадзе.
Надежды эти напрасны. Как и опасения тех, кто сейчас заявляет, что «Вашадзе — это проект Кремля». Ну какого Кремля? Вашадзе — это типичный представитель целой плеяды советских дипломатов грузинского происхождения, которые служили своей Родине — СССР — со сжатыми от ненависти зубами и дулей в кармане. Так они сами потом заявляли. Например, Шеварднадзе. Другой представитель этой славной когорты — дядя Саакашвили Темур Аласания. Я не удивлюсь, если окажется, что именно он Вашадзе в свое время и «сосватал» Михаилу.
А по поводу даты выборов — то чья бы корова мычала. Сторонникам Саакашвили стоило бы вспомнить обыкновение их лидера проводить выборы в самое неподходящее для них время. Оба раза лидер «революции роз» избирался президентом во время новогодних праздников: 4 января 2004 года и 5 января 2008-го. То есть избиратели проголосовали за него, не приходя в сознание после праздничного застолья. На это и был расчет непревзойденного мастера политтехнологий. Нынешним до него далеко.
Саакашвили не стоит недооценивать. Ему нет равных в умении наносить удар там, где противник меньше всего этого ожидает. Выборам президента в Грузии не придавали большого значения. «Грузинская мечта» даже не стала выдвигать своего кандидата, посчитав, что поскольку президент теперь является чисто символической фигурой, то и беспокоиться особо не о чем. На самом деле проигрыш Зурабишвили, столь явно поддержанной правящей партией и ее лидером Бидзиной Иванишвили, нанесет ощутимый удар по авторитету «Грузинской мечты» и приведет к падению ее рейтинга. Начнется постепенная эрозия власти, «бегство крыс с корабля» в стремлении переметнуться в стан победителей. Выигрыш Вашадзе запустит процесс ползучего реванша Саакашвили. Тем более что экс-сотрудник МИД СССР уже обещает выпустить из тюрьмы его ближайших соратников — Вано Мерабишвили и братьев Ахалая.
Есть и еще одна опасность. В случае, если победителем голосования будет объявлена Зурабишвили, «националы» могут тряхнуть стариной и повторить сценарий 2003 года — начать митинги против «фальсификаций» с перерастанием их в цветную революцию. На это, кстати, практически открытым текстом намекает главный политтехнолог Вашадзе — выходец из Белоруссии Виталий Шкляров, известный в России тем, что работал на нашу «оранжевую» оппозицию.