Доминик Рааб, уже второй министр кабинета Мэй по делам выхода из Евросоюза, последовал примеру своего предшественника Дэвида Дэвиса и неожиданно покинул свой пост в знак протеста против сделки с ЕС. За ним по тем же причинам последовали его заместитель Суэлла Браверман, министр труда и пенсий Эстер Маквей и замминистра по делам Северной Ирландии Шайлеш Вара.
Члены правительства посчитали проект договора с ЕС предательством интересов британцев, проголосовавших за Брексит. Терезе Мэй в нем пришлось пойти на множество компромиссов, в том в попытке угодить союзной североирландской «Демократической юнионистской партии». Например, по черновику соглашения, Великобритания останется в таможенном союзе с ЕС на 21-месячный переходный период. Во время него и в любое время после она сможет изменить торговые условия по согласованию с ЕС. Все это чтобы избежать «жесткой» границы с КПП и проверками между двумя частями острова Ирландия. Но даже если Лондон примет решение порвать с таможенным союзом окончательно, скорее всего, фактическая граница Соединенное Королевство-Евросоюз проляжет не посреди Ирландии, а по проливу между двумя островами. Таким образом, Северной Ирландии предоставляется особый статус внутри страны.
Такая перспектива не понравилась, кажется, никому. Северная Ирландия недовольна туманностью своей судьбы: на переходный период «жесткой» границы точно не будет, а дальше что? Консервативные министры, ушедшие в отставку, возмущены тем, что без согласования с Брюсселем Лондон не сможет пересматривать свои торговые правила.
«Я не могу поддержать предложенную сделку по двум причинам, — уточнил теперь уже бывший министр по Брекситу Доминик Рааб. — Во, первых, я считаю, что особое положение Северной Ирландии представляет угрозу для цельности Соединенного Королевства. Во-вторых, я не могу поддержать такое неопределенное соглашение, которое позволяет ЕС налагать вето на наш выход».
Тереза Мэй в обращении к парламенту защитила достигнутое ей соглашение: «Выбор очевиден: мы можем либо уйти без сделки и Брексит в этом случае рискует провалиться. Или мы выберем объединиться и согласовать лучшую сделку из возможных». Глава лейбористов на это ответил, что ее сделка — «огромный и опасный провал». Не менее жесткие обвинения прозвучали и от крайних консерваторов, считающих результаты работы Мэй непростительной ступкой Брюсселю.
На фоне яростного огня критики как со стороны либералов, так и из стана консерваторов британские СМИ заговорили о возможном вотуме недоверия премьер-министру.. К слову, слухи об отставке Мэй циркулируют еще с прошлого года. Газета Independent написала, что глава правительства выглядела «полностью побежденной», когда покидала парламентские дебаты. Издание Evening Standard поместило на обложку свежего номера фотографию Мэй и подпись «Последний выходящий из кабинета, пожалуйста, выключите свет».
На фоне бури в британской политике фунт стерлингов показал самое резкое падение за 17 месяцев, подешевев сразу почти на 2%.