Слухи о новом скоростном вертолете начали бродить в информационном пространстве едва ли не с 2014 года. Они обрели очертания официальной информации в ноябре 2017 года. Тогда гендиректор концерна «Вертолеты России» Андрей Богинский рассказал, что в 2018‑м российскому Минобороны представят концепцию русского скоростного винтокрыла. Над заданием будут трудиться два конструкторских бюро, силовое ведомство выберет лучшего. И действительно, в феврале 2018‑го тогда еще замминистра обороны, а ныне вице-премьер Юрий Борисов заявил, что российское военное ведомство уже в этом году ждет вертолет, который будет развивать скорость больше 400 км в час. «Такой вертолет российские промышленники готовы создать за срок не менее 5–7 лет», — говорил Борисов.
Также было заявлено, что скоростной вертолет обрядят не только в погоны. Заказчикам будет доступна и гражданская версия. В том числе и для пассажирских перевозок.
Иных подробностей про скоростной российский винтокрыл известно не было. И вот иностранные СМИ взорвала сенсация. По Сети мгновенно разлетелись фотоснимки концепта российского скоростного боевого вертолета. Как можно разглядеть на изображении, проектом занимается авторитетнейшее КБ «Камов». Имя модели пока неизвестно.
На фотоснимке несложно разглядеть ключевые особенности машины. Первое, что бросается в глаза, — новинка обладает соосной схемой расположения несущих винтов. Такой же, как на предшественниках типа Ка‑52 «Аллигатор». Одно огромное тактико-техническое «но» — неимоверная скорость образца: заявлено о сверхрекордных для любого вертолета 700 км в час.
— Чтобы достичь таких высоких скоростных характеристик, очевидно, что вертолет едва ли не весь будет из композитных материалов, — предполагает военный эксперт Константин Ружий. — Еще можно разглядеть очень хорошо развитые крылья. Приплюсуйте сюда новые винты и новый двигатель — и получим вертолет-«спидвей».
Еще одна деталь, которая роднит новый вертолетный концепт с ударным вертолетом Ка‑52, — это кабина. Сообщается, что пилоты будут сидеть так же, как в «Аллигаторе».
— Эта схема отлично себя зарекомендовала в той же Сирии, — продолжает Константин Ружий. — Пилот и оператор систем вооружений сидят рядом и ощущают прямую «локтевую» связь. Это очень удобно: в критический момент можно перехватить управление машиной.
Ружий также отмечает, что на фото прототипа угадывается очень массивная силовая установка, вероятно, с двумя турбинами.
Однако другие эксперты не спешат записывать новинку в «прорывы будущего».
— Когда я в первый раз увидел эти фото с новым русским вертолетом, меня будто дежавю посетило, — отмечает специалист в области авиастроения, пожелавший остаться неизвестным. — Похожие концепты были едва ли не в каждом специализированном журнале. Даже для юных моделистов делали бумажные «раскрои» в журналах типа «Моделист-конструктор».
Но плохо ли это? Ведь тогда Союз был на пике военно-технической мысли. Вспомним хотя бы реальный проект ядерного космического двигателя, позволяющий летать чуть ли не на Марс. Потому расчехлить ватманы со старыми проектами, превратив их в новый концепт, не так уж и плохо. Главное, чтобы он, как говорят конструкторы, «задышал» и воплотился в металле или композите.