Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года» Кремль опубликовал сразу после инаугурации президента 7 мая. В нем говорится о 12 приоритетных проектах в сферах образования, науки, цифровой экономики, демографии, культуры и т.д. А также о комплексном плане инфраструктурного развития, который, по сути, является 13-м нацпроектом. С самого начала Владимир Путин говорил, что подготовленные в рамках указа документы должны служить достижению прорыва во всех обозначенных областях, а также способствовать повышению качества жизни россиян. Над содержанием нацпроектов правительство корпело полгода, однако, как выяснилось на совещании в Кремле, в итоге не смогло предложить четкий план действий с конкретными шагами и прозрачными инструментами контроля. Зато чиновники не поскупились на возвышенную риторику.
— Вот, например, раздел «Задачи и вехи». Читаю: «Достижение поставленных целей к 2021 году», и цель изложена. А как мы будем двигаться? Я здесь ничего не вижу, — полистав бумаги, заявил президент, отметив, что при таком подходе может возникнуть ситуация «почему-то не выполнили», а почему — неясно.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин ранее уже обращал внимание на то, что в паспортах нацпроектов зачастую отсутствует не только план конкретных действий, следуя которому россияне достигнут прорыва, но и поддающиеся отслеживанию показатели. По его словам, 65% параметров, по которым они будут мониториться, сейчас являются «статистически ненаблюдаемыми». Правительство собирается разработать специальные методики измерения и контроля, однако большинство из них будут готовы только к концу 2019 года, а по некоторым программам — в 2020-м и даже в 2021 году. Таким образом, как минимум в первые три года Владимир Путин не сможет получить полную картину реализации нацпроектов.
На совещании в Кремле Кудрин также сообщил президенту о расхождениях между запланированными расходами и заложенными в бюджете средствами. Министерства и ведомства по привычке напихали в паспорта нацпроектов все свои «хотелки», но не смогли найти источники их финансирования. В итоге только в 2019–2021 годах возник разрыв в объеме более 1 трлн (!) руб. «Отклонения есть почти по всем нацпроектам», — проинформировал Кудрин. В частности, по цифровой экономике оно составляет 55%, по безопасным и качественным дорогам — 32%, по развитию малого и среднего предпринимательства — 31%, по международной кооперации и экспорту — 29%.
На практике это означает, что чиновники наобещают с три короба, а выполнить не смогут. «Мы стоим перед серьезным вызовом: запуск целого ряда проектов на ближайшие три года замедлится или будет перенесен на более поздние сроки», — предупредил Кудрин. Своими замечаниями он почти наверняка метил в Дмитрия Медведева, который ранее завизировал все представленные Путину нацпроекты. Но глава правительства решил не вступать в дискуссию со своим вечным оппонентом. «В правительстве знают об имеющихся расхождениях и намерены привести нацпроекты в соответствие с бюджетом ко второму чтению в Госдуме», — доложил вместо него первый вице-премьер Антон Силуанов.
Владимир Путин счел своим долгом поддержать Кудрина. «Алексей прав», — резюмировал он. По словам президента, соответствие нацпроектов и объемов финансирования — это очень важный вопрос, как, собственно, и обеспечение контроля над расходованием средств и достижением конкретных целей. «Нам во что бы то ни стало нужно выработать механизмы того, как мы будем смотреть, что происходит», — обеспокоился ВВП. За первую трехлетку на нацпроекты из федерального бюджета планируется направить 5,6 трлн руб., а за 6 лет — около 14 трлн. Плюс 6 трлн за счет средств госпрограмм и 8,5 трлн за счет внебюджетных источников. Итого 28,5 трлн руб. за весь политический цикл! «Это просто астрономическая для нас сегодня цифра», — заявил Путин.
Он подчеркнул, что свой вклад в обеспечение прорыва должны внести госкомпании, а также крупные коммерческие структуры. «Речь идет не о том, чтобы заставить частный бизнес вкладывать капиталы в те или иные отрасли, наша задача — предложить инвесторам действительно перспективные и выгодные проекты, чтобы они могли развиваться», — пояснил президент. Присутствовавший на совещании глава РСПП Александр Шохин дал понять: бизнес уже смирился с неизбежным (включая изъятие излишков у экспортеров по «списку Белоусова» и т.д.), но хотел бы получить гарантии, что обязательства государства, связанные с защитой и поощрением инвестиций, будут привязаны не к политическому циклу, совпадающему с окончанием полномочий ВВП в 2024 году, а к инвестиционному, чтобы инвесторы имели шанс окупить свои вложения.