Строители здания Тихоокеанского высшего военно-морского училища определенно ориентировались на каноны имперского классицизма: мраморно белый с золотистым оттенком фасад с анфиладами и изящными колоннами, в центре – разбегающаяся причудливым зигзагом лестница. Ухоженный уютный дворик сегодня гармонично вписан в общую композицию. А до революции здесь располагались каменные казармы саперного батальона.
Главный корпус Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова открыл свои двери для курсантов в январе 1938 года. В 1940 году ему уже присвоили статус вуза, после чего отечественный флот стали пополнять высококлассные профи: штурманы, радиотехники, торпедисты, технические специалисты. Чуть позже - и морские летчики. В первые, самые трудные для страны годы Великой Отечественной, здесь готовили выпускников по ускоренной программе.
В годы развала Советского Союза закрывались многие военные вузы. Да что там вузы - расформировывались целые армии. Но Тихоокеанское высшее выстояло. Как верят здесь - «благодаря незыблемому духу военно-морской традиции легендарного Тихоокеанского флота».
А в 2014 году в училище пришло грандиозное пополнение – на его базе по личной инициативе министра обороны Сергея Шойгу открылось Владивостокское президентское кадетское училище. В 2016 году оно стало третьим филиалом Нахимовского военно-морского училища. Новый статус учебному заведению присвоил Владимир Путин во время личного визита.
В Общественном Совете при Минобороны приняли решение навестить оба училища.
– Главная цель – посмотреть как готовятся будущие офицеры, в каких условиях они живут, что делают в свободное время, контактируют ли с родителями, - делится планами визита председатель Совета, главред «МК» Павел Гусев. – Мы также узнаем у курсантов – есть ли желание морскую военную науку постигать дальше? Само собой, поинтересуемся и проблемами. Если такие есть – будем их решать.
Атмосфера здесь совершенно особая. Вроде бы стены, лестничные пролеты, учебные классы и кабинеты, даже столовая - такие же, что и в обычной, «сухопутной» школе. Но воздух насквозь пропитан морской романтикой. Например, здесь есть священное место, на которое «простому смертному» даже ступить запрещено.
- С виду – напольная мозаика в виде компасного циферблата. Но никто, кроме адмирала, пройти по нему не может, - рассказывает начальник училища капитан 1 ранга Александр Шевченко. – И не просто не может – права не имеет! Такой вот - со стороны, может и странный, но очень чтимый у нас в училище закон.
Аккуратно обхожу священное место. Буквально в двух метрах от него — лестница, которая вливается в коридоры, ведущие в просторные, оборудованные по последнему слову аудитории.
Здесь, кроме классических военных, есть предметы, без которых флот не мыслим в принципе. В одном из классов десяток ребят в тщательно выглаженных гюйсах постигают науку сигнализации Морзе. То тут то там перекличка «точек-тире» прерывается — забывший значение звука курсант быстро подсматривает что-то в тетрадке и вновь вливается в общий бодрый перестук.
Пользуясь такой паузой, интересуюсь у нахимовца:
- Зачем вы вообще учите «морзянку»? Разве она еще нужна на флоте? Все-таки XXI век на дворе.
- Вообще-то она всегда может пригодиться, - дальновидно рассуждает парнишка, не переставая при этом работать ключом.
- Это еще что. Вон парни учатся узлы вязать, — кивает на задние парты его сосед. - Те самые узлы, между прочим, что еще на парусниках были.
Двое ребят с «галерки» сосредоточенно колдуют над веревками — тренируются в укрощении концов, которые пока как-то не желают лезть в петлю.
Ясность вносит их преподаватель:
- Все это называется «морская практика». Это общий и очень нужный предмет. Без него русский флот - и не флот вовсе.
Живет будущая элита военно-морского флота в отдельных - в четыре этажа - жилых корпусах, в двухместных кубриках. Звучит хоть и несколько по-спартански, но на самом деле это просторные светлые комнаты с большими окнами и удобными мягкими кроватями. У нахимовцев, как выяснилось, есть даже собственные огромные гардеробные.
- Здесь все по-домашнему – очень комфортно и удобно. И в то же время чувствуется военная строгость, – делится впечатлениями старейший член Общественного совета при Минобороны Флера Салиховская. – Это действительно высший уровень. Учебой в таком месте будущие моряки-офицеры должны гордиться.
Единственный недочет училища – у него нет своего учебного корабля. В Общественном Совете считают, что в этом юным морякам-нахимовцам непременно надо помочь.
- Мы обязательно выскажем на встрече с министром обороны пожелание, чтобы в таком образцовом учебном заведении появился свой учебный корабль, - пообещал Павел Гусев. – Чтобы у ребят была возможность с самого первого дня учебы постигать морскую науку не только в классах и на тренажерах, а и на реальном, «живом» корабле. Чтобы ощущение морской жизни было еще большим.
Приятным финальным аккордом визита стало выступление московских артистов. Перед будущей военно-морской элитой с современным репертуаром выступила певица Елена Семенова и фолк-шоу группа «Россы».
На вопрос, какой доклад по результатам этого посещения Общественный совет сделает на декабрьской встрече с министром обороны, общественники ответили однозначно: положительный.
– Меня приятно удивил уровень и учебной подготовки, и быта курсантов и кадетов. Это - действительно великолепное учебное заведение, одно из лучших в России, - подытожил глава Общественного Совета.