Генеральный прокурор Саудовской Аравии Сауд аль-Муаджиб сделал официальное заявление о том, что журналист Хашогги был убит в результате ссоры в консульстве. «Беседа между Хашогги и людьми, с которыми он встретился в консульстве королевства в Стамбуле, привела к ссоре и рукоприкладству, что в итоге привело к его смерти», — заявил чиновник.
Эр-Рияд в связи со случившимся задержал 18 подданных королевства. Кроме того, со своей должности в результате поднявшегося скандала был смещен высокопоставленный сотрудник разведки Саудовской Аравии генерал Ахмед Асири, который также был советником королевского двора. В отставку отправился и советник кронпринца Сауд аль-Кахтани. К слову, именно наследному принцу 33-летнему Мухаммеду ибн Салману убитый журналист посвящал большинство своих критических статей в газете The Washington Post. От должности также был отстранен генеральный консул Саудовской Аравии в Турции Мохаммед аль-Отаиби.
Тем не менее основное внимание общественности в этом деле приковано к реакции Белого дома. Многие проводят параллели с отравлением Скрипалей, ведь в отношении Москвы были введены санкции со стороны США и европейских стран и при отсутствии прямых доказательств.
«Сейчас американская администрация загнана в угол. Я думаю на сегодняшний день, что разговор между администрацией Трампа и руководством Саудовской Аравии, по всей видимости, будет идти в двух плоскостях — в публичном и непубличном пространстве, — комментирует «МК» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ. — Что касается публичного — возможно, найдут каких-то стрелочников. Вашингтон и Эр-Рияд могут списать на них этот инцидент. Заявив, что он произошел во время какого-то допроса, Хашогги стало плохо, помощь вовремя не оказали и произошел несчастный случай. Найдут представителя спецслужб или врача, который не очень за этим уследил.
Вообще сам по себе этот эпизод очень непонятен.
В начале ноября американцы хотели по полной программе ввести санкции против Ирана. А сейчас Вашингтон на уровне секретных джентльменских договоренностей может что-то потребовать взамен от саудитов. Возможно, это будет связано с более активным подключением саудовцев как раз к действиям против Ирана. Во-вторых, может, американцы потребуют что-то изменить в системе политической элиты, если у них есть какие-то мнения о том, кто именно должен участвовать в управлении. Третий момент связан с урегулированием цен на нефть. Будут достигнуты какие-то секретные договоренности в этой сфере. Такой принцип уже использовался, когда в 1973–1974 годах были подняты цены на нефть, пошли «петродоллары», американцы дали гарантию, что не будут публиковать данные о количестве ценных бумаг, которые имела Саудовская Аравия, и на протяжении более чем 40 лет, до весны прошлого года, Вашингтон их не публиковал.
Американцы вполне могут что-то из этого потребовать, чтобы сгладить эффект от убийства Хашогги».