В Росавиации от официальных комментариев по данной теме воздержались. От авиационных властей в данной ситуации, как ни странно, мало что зависит. Давать «добро» на возобновление авиаперевозок в египетские курорты должны структуры, отвечающие за безопасность.
Как удалось выяснить «МК» в авиационных компаниях, пока никакой подготовки к полетам российских авиакомпаний на египетские курорты даже не ведется. Там еще не закончена проверка организации режима безопасности представителями спецслужб. О ее результатах пока ничего не известно. Если, конечно, не будет принято каких-то кардинальных решений на встрече президентов двух стран по активизации этой работа, то ожидать серьезных подвижек в этом вопросе ранее следующего года, нам не приходится, считают источники «МК».
В свою очередь, авиаэксперт, исполнительный директор портала Авиапорт.ру Олег Пантелеев заявил «МК», что египетское авианаправление имеет большое значение для российского рынка авиаперевозок в виду его массовости.
- Среди всех без исключения пунктов назначения за пределами России в первой половине десятилетия, египетские курорты были самыми востребованными среди российских пассажиров, - сказал Олег Пантелеев. - То есть в Шарм-Эль-Шейх и Хургаду летало наибольшее количество туристов. Больше даже, чем в отдельно взятые города-курорты Турции. Поэтому можно без преувеличения сказать, что для российской гражданской авиации египетское направление, безусловно было ключевым международным направлением.
Эксперт напомнил, что в 2010-2015 годах в России 35% авиапассажиров пользовалось услугами воздушного транспорта именно в третьем квартале, то есть летом, когда люди летали на популярные российские курорты и в Турцию. А пик перевозок в Египет приходился на зимний сезон, когда перевозки по России достигают годовых минимумов. В это время именно Египет выручал авиакомпании, позволяя перевозить пассажиров на востребованных линиях.
- Ситуация, которая сложилась после закрытия египетского направления, была для авиакомпаний неприятна. Но вопросы обеспечения безопасности наших граждан все-таки стоят выше, чем коммерческие интересы, - сказал Олег Пантелеев. - Поэтому египетской стороне были предъявлены очень строгие требования по обеспечению авиационной безопасности. То есть это все меры, связанные с предполетным осмотром, недопущением на территорию аэродрома посторонних лиц, выявлением запрещенных предметов и веществ… Насколько мне известно, такие работы представителями соответствующих служб в первую очередь по Шарм-Эль-Шейху, ведутся. Однако никакой информации о начале полетов не поступает. Это позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени экстраординарные меры по усилению безопасности, которые были предприняты в Каире, повторить в курортных аэропортах не удалось.
Согласно авиастатистике, в 2015 году, в период с января по начало октября, российскими авиакомпаниями на египетские курорты было перевезено порядка 4,5 млн пассажиров.
31 октября 2015 года над Синайским полуостровом в Египте потерпел крушение Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. В катастрофе погибли 224 человека. Среди них 7 членов экипажа и 217 пассажиров, их которых 212 человек - граждане России, четверо - Украины, один - Белоруссии.
Сразу после катастрофы египетская сторона пригласила к участию в расследовании представителей пяти стран: России, Египта, а также Ирландии (государства регистрации воздушного судна), Франции (государства - разработчика самолета), Германии (изготовителя лайнера).
В ноябре 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников на совещании в Кремле доложил, что следствием были изучены личные вещи, багаж, части обшивки, разбившегося самолета на которых обнаружены следы взрывчатого вещества, что позволяет квалифицировать эту катастрофу как теракт.
Однако египетские власти до сих пор расследуют случившееся как обычную катастрофу. Уголовное дело по статье «терроризм» так и не было возбуждено, что позволило Египту не выплачивать компенсации семьям погибших.
После случившегося российские власти запретили полеты в Египет всем российским авиакомпаниям до тех пор, пока Египет в своей стране не обеспечит все необходимые для наших граждан условия авиабезопасности. Для этого была создана совместная комиссия, куда вошли представители спецслужб обеих стран.
По результатам ее работы полеты российским авиакомпаниям были разрешены только в столицу Египта – Каир. Прямых рейсов в Шарм-Эль-Шейх и Хургаду до сих пор нет, что делает египетские курорты труднодоступными для российских граждан, так как от Каира до этих курортов на Красном море необходимо еще ехать по небезопасным египетским дорогам порядка 500 км автобусом.
Читайте также: "Президент Египта: глобализация делает терроризм экзистенциальной проблемой"