Пропажа журналиста в консульстве Саудовской Аравии поставила экспертов в тупик

Джамаль Хашогги был не настолько оппозиционен, чтобы его за это убивать

После исчезновения журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле Турция настаивает на версии: мужчину убили и расчленили прямо в здании миссии, его «умные часы» записали последние минуты его жизни. Отношения США, куда эмигрировал Хашогги, и саудитов обострились... Мы попытались выяснить два ключевых момента: почему Хашогги все-таки предпринял рискованный визит в консульство и чем он так насолил Саудовской Аравии.

Джамаль Хашогги был не настолько оппозиционен, чтобы его за это убивать

Обозреватель The Washington Post 59-летний Джамаль Хашогги, проживавший последние годы в США, пропал в Турции 2 октября. Накануне он отправился в консульство Саудовской Аравии в Стамбуле для оформления документов на развод со своей женой. Но, как рассказала турецкая невеста журналиста Хатидже Дженгиз, ожидавшая его снаружи, примерно через пять часов ожидания ее заверили, что Хашогги будто бы уже покинул здание. Перед походом в консульство журналист предупредил Дженгиз: если он не выйдет через определенное время, она должна бить тревогу, обратиться к властям. Но если он понимал, насколько этот визит настолько рискованный — почему все-таки пошел в консульство?

Именно желание поскорее оформить свидетельство о разводе с супругой, живущей в Саудовской Аравии (этот документ был ему нужен для заключения в Турции нового брака с возлюбленной), по расхожей версии, привело мужчину в консульство.

59-летний Хашогги познакомился с 36-летней Дженгиз на конференции в Стамбуле весной этого года. Женщина задала ему вопрос, дальше их отношения развивались «по восходящей». Ее отец изначально был настроен против общения дочери с Хашшоги, пугала разница в возрасте, но затем был вынужден дать свое согласие на брак.

По исламским законам, муж может развестись женой, просто решив это сделать. Как бы то ни было, современная жизнь все же внесла свои коррективы в это правило. Подобное решение о разводе, исходящее от мужчины, должно быть официально зафиксировано в суде Саудовской Аравии. Копия зафиксированного решения затем отсылается жене. Хашогги не имел возможности обратиться в саудовский суд, поэтому единственным путем получения такого свидетельства для него был поход в консульство.

О роли Хатидже Дженгиз в этой истории пишут разное: некоторые считают, что она заставила журналиста пойти в консульство, будучи «инструментом» саудитов — то есть специально заманила Хашогги в ловушку. Никаких подтверждений этой информации нет.

На днях американские СМИ сообщили, что Турция проинформировала США о наличии материалов, указывающих на пытки и убийство Джамаля Хашогги. Отмечалось, что упомянутые записи подтверждают факт убийства именно в саудовском консульстве. Данные якобы удалось достать благодаря функции записи «умных часов», которые синхронизировались со смартфоном, оставшимся у подруги журналиста. Однако некоторые эксперты полагают, что записи получены благодаря «прослушке», которую Анкара установила в здании консульства, но турецкая сторона, разумеется, не хочет этого признавать.

Почему журналист мог быть настолько неугоден Эр-Рияду, что саудиты приняли решение с ним расправиться?

Джамаль Хашогги переехал из Саудовской Аравии в Соединенные Штаты в 2017 году и был автором колонки для издания The Washington Post. В своих статьях он выступал как обозреватель аравийской политики. В частности, особой критике подвергал деятельность кронпринца Мухаммеда ибн Салмана, считающегося на Западе поборником реформ.

Примечательно, что долгое время, до эмиграции, Хашогги считался сторонником правящей династии. Дед Джамаля Хашогги был личным врачом короля Саудовской Аравии Салмана. Исчезнувший журналист также является племянником саудовского бизнесмена, торговца оружием Аднана Хашогги. В начале 80-х годов, когда его состояние достигло своего пика и составляло 4 миллиарда долларов, он считался одним из богатейших людей мира. Бизнесмен умер в июне 2017 года, а уже в июле, что примечательно, Джамаль Хашогги переехал на ПМЖ в США.На этом список знаменитых родственников журналиста не заканчивается. Его двоюродный брат – Доди Аль-Файед, известный миру как возлюбленный британской принцессы Дианы, погибший вместе с ней в ДТП.

За несколько лет до своего переезда, в 2015 году, Джамаль Хашогги был назначен главным редактором телевизионной станции Al-Arab News, которую основал принц Аль-Валид ибн Талал Ас-Сауд, племянник короля Салмана. Однако этот медиаресурс просуществовал всего один день, причиной закрытия были названы технические проблемы. Но в стране появились слухи, что станцию закрыли власти Саудовской Аравии из-за трансляции речи бахрейнского оппозиционного политика. Самого Валида, к слову, 4 ноября 2017 года арестовали в числе 11 принцев и нескольких бывших министров через несколько часов после назначения наследнего принца Мухаммеда ибн Салмана главой специально созданного антикоррупционного комитета.

«Он больше критиковал внешнюю политику Саудовской Аравии. Он считал, что война в Йемене ни к чему не приведет, и что ухудшение отношений с Катаром не соответствует интересам Саудовской Аравии. Но он никогда не позиционировал себя в качестве противника королевской семьи», — сказал о Хашогги сотрудник арабской службы Би-би-си Ахмед Заки.

«МК» обратился к колонкам журналиста на сайте The Washington Post. «В то время как кронпринц Мухаммед ибн Салман рвется в власти, он обещает социальные и экономические реформы, говорит, что сделает нашу страну более открытой и пообещает прогресс. Но все что я вижу, – это новая волна арестов. На прошлой неделе 30 человек были схвачены властями», – 18 сентября 2017 года написал Хашогги в своей колонке.

Со временем риторика автора по отношению в к наследному принцу стала только жестче. «Кронпринцу следует поучиться у королевы Елизаветы» - здесь автор главным образом говорит о способности воспринимать критику. «Женщины могут водить автомобиль, но кронпринцу все еще многое предстоит сделать», «Принцу необходимо вернуть стране достоинство».

«Саудовская Аравия создает беспорядок в Ливии» - в этом материале журналист снова говорит что «действия Мухаммеда ибн Салмана усугубляют напряженность в странах Персидского залива и в регионе целом». Ну и не обошлось без статей типа «Наследный принц ведет себя как Путин».

Надо сказать, что, хотя на Западе у журналиста есть репутация чуть ли не либерала, в прошлые десятилетия он был в хороших отношениях с Усамой бен Ладеном, с которым сделал несколько интервью в Афганистане и Судане. Правда, после терактов 9/11 Хашогги выступил с осуждением действий «террориста №1».

«В СМИ утверждается, что Хашогги был активным диссидентом и выступал с резкой критикой наследного принца Мухаммеда ибн Салмана. Проблема на самом деле не так проста, как кажется, – ответил на вопрос «МК» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. – Хашогги – выходец из очень известной саудовской предпринимательской семьи, он был чрезвычайно близок к прежнему наследному принцу Мухаммеду ибн Найефу. Говорить о том, что он яркий оппозиционер, уже в силу этих обстоятельств не приходится.

Другой вопрос - что, скорее всего, он, являясь близким другом прежнего наследного принца, сделал ставку не на ту карту. Когда место Мухаммеда ибн Найефа занял Мухаммед ибн Салман, ситуация для Хашогги осложнилась и он был вынужден покинуть свою страну. Но, повторюсь, его критика в адрес режима была скорее конструктивной. Так что я не стал бы говорить, что его фигура вызвала чрезвычайное неудовольствие нынешнего саудовского руководства. Проблема заключается в чем-то другом. Но в чем, можно будет сказать только после появления результатов расследования».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру