Если верить The Sun, десятки российских военных уже были переброшены на базы в Бенгази и Тобруке. Речь идет и о комплексах С-300. Газета также утверждает, что Москва приняла сторону фельдмаршала Халифа Хафтара, наиболее влиятельного военачальника страны, который имеет шансы в будущем захватить всю территорию Ливии. Однако сейчас ситуацию в стране можно описать скорее как хаос и двоевластие.
«Россия видит пространство, которое никем не управляется, и стремится занять его, чтобы завоевать максимальный контроль над Западом. — приводит The Sun слова анонимного источника в британском правительстве. — Факт в том, что мы крайне уязвимы в плане миграционных потоков и «нефтяного шока» со стороны Ливии».
Газета добавляет, что на прошлой неделе высокопоставленный член парламента созывал экстренное совещание, чтобы выработать план по противодействию Москве в Ливии.
«Нас чрезвычайно беспокоит, что Россия хочет открыть новый фронт против Запада в Ливии, но это не должно являться для нас сюрпризом. — заявил глава комитета по международным делам Палаты общин Том Тагендхэт. — Нам необходим скоординированный ответ со стороны правительства, потому что дестабилизация североафриканской страны неразрывно связана с безопасностью Соединенного Королевства».
Стоит отметить, что Ливия после свержения Муаммара Каддафи дестабилизирована дальше некуда. В стране действуют фактически два правительства: состоящий преимущественно из исламистов Всеобщий национальный конгресс в Триполи и признанная международным сообществом Палата представителей в Тобруке. Именно за последних сражается генерал Халиф Хафтар. Впрочем, это только основные стороны конфликта. Всего, по данным 2016 года, в Ливии действует более 1500 вооруженных группировок различного толка, в том числе запрещенные в РФ террористические организации «Аль-Каида» и «Исламское государство».
Исламистов в Триполи поддерживает Турция и Катар. Хафтара и власти в Тобруке — почти все остальные страны, включая Россию. Европа действительно крайне заинтересована в том, чтобы обстановка в Ливии после свержения Каддафи как можно скорее нормализовалась. Во-первых, через эту страну пролегают одни из главных маршрутов нелегальной миграции в Евросоюз, которые необходимо пресечь.
Во-вторых, в конце 2000-х появились сообщения, что на территории арабской республики были обнаружены значительные запасы нефти. В разработке богатых месторождений заинтересовались как российские, так и мировые компании. Однако после падения режима Каддафи договариваться о праве на добычу полезных ископаемых стало не с кем: ни одно из правительств не контролировало всю территорию страны.
Но шансы стать единоличным властителем есть как раз у Хафтара. Под его контролем часть ливийской армии, и самое главное — бронетехника, ВВС и ВМС. Кстати, оппоненты генерала называют его агентом ЦРУ за то, что он прожил в США более 20 лет. Так что насколько он надежный «союзник» для России — большой вопрос. Ранее эксперты предполагали, что и Запад может поддержать Хафтара как единственного, кто способен разбить исламистов. В любом случае, в сотрудничестве с ливийскими властями заинтересованы многие и нет ничего удивительного, что Москва, возможно, уже делает ставки на фаворита гонки.
«Сложно комментировать бредовые новости, которые публикует желтая британская пресса, — поделился в разговоре с «МК» заместитель директора Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий ЕГОРЧЕНКОВ. — Сообщения о том, что Британия собирается отключить Москву от электроэнергии, тоже было связано с тем, что Россия якобы собирается вторгаться в Ливию. У нас с этой страной все-таки другие отношения. Начнем в того, что Ливия как государство пока отсутствует и договариваться о военных базах там не с кем. Для начала должен состояться процесс политического урегулирования выборов, определения, кто все-таки страной руководит. Затем должен быть решен вопрос борьбы с международным терроризмом на территории страны, а уж потом можно будет говорить о постоянных военных базах. Скорее здесь возникает вопрос к нашим западным партнерам, которые давно силами своих подразделений в Ливии присутствуют, например, к Франции.
Москва поддерживает контакты со всеми плодотворными силами в этой арабской республике. У нас длительная история взаимоотношений: еще в период Каддафи у нас были экономические контракты, культурный обмен. Все это должно быть реанимировано со временем. Самое главное, что и ливийцы это понимают: самые разные политические силы тянутся к России, в Москву регулярно приезжают делегации, устанавливаются контакты».