Шествие началось от памятника Героям Революции у метро «Улица 1905 года» и завершилось у мемориала «Защитникам Дома Советов». Оно было посвящено событиям осени 1993-го, когда в Москве проходили вооруженные столкновения между сторонниками Верховного Совета и военными формированиями, принявшими сторону Бориса Ельцина. Современные коммунисты, разумеется, стоят на исторической стороне защитников Совета и считают эти дни одними из самых трагических в истории современной России. По официальным данным, 3 и 4 октября погибли 124 человека и 348 были ранены, но члены КПРФ утверждают, что жертв было гораздо больше. В итоге Верховный Совет был распущен, а в России приняли новую Конституцию, существенно расширяющую полномочия президента.
Правда, нынешние левые вызвали бы шок у своих идеологических братьев несколькими десятилетиями ранее, поскольку два дня подряд по инициативе КПРФ и лично Геннадия Зюганова в память о погибших марксистах-ленинистах служили молебны православные священники. А наряду с коммунистическими лозунгами и портретами убитых пара человек несли православные иконы, и даже несколько раз слышались песнопения. Дошло до казуса: «Боже, царя храни…» — затянула вдруг благообразная старушка, но на нее быстро зашикали с разных сторон.
«С дуба, что ли, рухнула!» — зло произнес партийный функционер со значком КПРФ на лацкане пальто. Старушка стыдливо умолкла.
Впрочем, не все коммунисты подпали под влияние современной идеологической эклектики, сторонники «Левого фронта», например, на шествии 4 октября старались держаться подальше от людей с иконами и на молебен не остались.
Несмотря на установленный судом административный надзор, на акцию пришел и сам координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. По предписанию ему запрещено принимать участие в любых массовых мероприятиях, иначе он может снова оказаться в тюрьме. Но Удальцов оказался не настроен сидеть дома и в окружении сторонников явился на акцию. Неудивительно, что его попытались задержать полицейские, но сделать это им не удалось. Он объяснил, что адвокаты подали апелляцию, а решение суда еще не вступило в законную силу.
«Тогда нет вопросов», — сказал растерянный полицейский начальник, и Удальцова оставили в покое.
Траурное мероприятие многие его участники попытались использовать, чтобы озвучить сегодняшнюю политическую повестку. Так, лидеры коммунистических организаций говорили о том, что нынешняя пенсионная реформа — прямое следствие событий 25-летней давности. Речь шла не только о пенсионной реформе, но и о западных санкциях, инфляции и губернаторских выборах.
«Нет иного пути у России, кроме возрождения Советской власти, государственного управления, социализма», — говорил на митинге нынешний коммунистический вождь Геннадий Зюганов. После нескольких выступлений коммунистическая колонна под осенним дождем продолжила путь к мемориалу. То ли из-за погоды, то ли в силу убеждений на молебен мало кто остался.