Если ровно год назад ситуацию на энергетическом рынке благодаря сделке ОПЕК+ называли сбалансированной, то на этот раз участники Российского энергетического форума делали ставки, на сколько еще и в какие сроки подорожает нефть.
Буквально накануне котировки достигли абсолютного максимума с ноября 2014 года, подскочив до $85 за баррель. Но большинство экспертов уверены - это далеко не предел. Цены подогревают опасения глобального дефицита сырья из-за санкций США против Ирана, которые должны вступить в силу 4 ноября, и отказа ОПЕК+ оперативно нарастить добычу.
Спусковым крючком стало решение Китая сократить закупки нефти у исламской республики - никто не ожидал, что Пекин вот так беспрекословно прислушается к окрикам Вашингтона. Рынок занервничал: сейчас мало кто сомневается, что уже в этом месяце стоимость нефти может достичь $ 100 за баррель, а в ноябре - пробить эту отметку.
Казалось бы, высокие цены на основной экспортный товар должны наполнять радостью сердце Владимира Путина: это и поддержка рублю, и дополнительные поступления в бюджет, и рост резервных фондов.
Однако президент сегодня на пленарном заседании форума РосЭнергоНедели умело скрывал свои чувства. Россию, по его словам, вполне устроят кровные $65-$75 долларов за баррель - рынок при таких котировках находится в сбалансированном состоянии, а энергетические компании имеют возможность инвестировать в перспективные проекты.
"Я бы сказал Трампу: "Если ты хочешь найти виновника роста цен на нефть, Дональд, тебе нужно посмотреться в зеркало", - заявил Путин, подчеркнув, что считает решения США по Ирану незаконными и вредными для мировой экономики. "Лучше не вмешиваться в рыночные процессы, не пытаться получить конкурентные преимущества и не регулировать цены, как это было в СССР. Это до добра не доводит", - заявил ВВП.
От нефти плавно перекинулись к газу, и тут модератор сессии напомнил, что у Дональда Трампа есть претензии не только к высоким ценам на нефть, но и к трубопроводу "Северный поток-2", который ставит Европу в зависимость от России.
Рядом с Путиным сидел директор Shell Бен ван Берден, и главный вопрос был к нему: как западные участники проекта отреагируют на возможные санкции со стороны США?
Голландец, надо отдать ему должное, не стал кривить душой и придумывать уклончивые объяснения. Французская Total была вынуждена свернуть свое сотрудничество с Ираном после угроз со стороны США, и другие компании в схожих обстоятельствах поступят так же. "Какой у меня будет выбор? Я не могу философствовать. Придется покинуть проект", - честно признался ван Берден. Путин поиграл желваками, но внешне остался абсолютно спокоен.
- Ничего, - сказал он, - Справимся и собственными силами. Есть вещи, добавил президент, которые "выше политических интриг".
ВВП напомнил, что Германия в расчете на российский газ решила закрыть свои атомные станции, которые в настоящее время обеспечивают 34% потребностей страны. Ну и чем этот вакуум они будут закрывать? Нехорошо бросать своих партнеров в беде. Тем более, что покупка американского сжиженного газа, на которой настаивает Трамп, была бы для германской экономики совершенно невыгодна. "Он "не немножко", а на целых 30% дороже российского", - заявил Путин.
Когда тематические вопросы оказались исчерпаны, ведущий вполне предсказуемо поинтересовался покушением на Скрипалей - ведь именно это дело сейчас угрожает и "Северному потоку-2" и другим крупным российским проектам.
Путин, обычно неохотно комментирующий данную тему, на этот раз был в ударе. "Он просто шпион. Предатель Родины - есть такое понятие. Вот он один из них. Он просто подонок", - сказал президент. Никаких доказательств Великобритания до сих пор не представила (Петрова и Боширова в Кремле, как известно, считают обычными туристами), поэтому скандал вокруг "дела Скрипалей", по словам ВВП, раздувается искусственно.
"Возня между спецслужбами - вчера что ли родилась? Как известно, шпионаж, как и проституция - одна из важнейших профессий в мире", - заключил президент, неожиданно приравняв сотрудников ГРУ к ночным бабочкам. Что касается санкций, то чем скорее они будут введены - как по "делу Скрипалей", так и по другим столь же надуманным поводам, - тем будет лучше для России. "Это развяжет нам руки для защиты национальных интересов наиболее эффективными средствами", - подчеркнул Путин.
Читайте также: "Путин смягчил 282 статью: дела за репосты пересмотрят задним числом"