— Олег Леонидович, недавно в России завершились беспрецедентные по масштабам маневры «Восток-2018». Как действовали на них Сухопутные войска?
— Детальный анализ итогов учения еще не завершен. Пока можно говорить о предварительных результатах. Командование отметило высокую слаженность работы штабов и командиров мотострелковых и танковых соединений в организации и управлении подчиненными воинскими частями.
Ракетные войска и артиллерия в ходе маневров выполнили более 800 огневых задач по уничтожению условного противника. Общая оценка — «хорошо». Израсходовано более 12 тысяч боеприпасов, в том числе две оперативно-тактические ракеты, более 7000 артиллерийских выстрелов, примерно 4500 реактивных снарядов, более 50 противотанковых управляемых ракет, свыше 840 минометных выстрелов. Это говорит о масштабе и высоком накале действий войск в ходе активной фазы маневров.
Хорошо потрудились на полигонах подразделения войсковой ПВО. Они отрабатывали задачи по прикрытию войск от средств воздушного нападения противника, в том числе крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов, боролись с морскими и воздушными десантами. На полигоне «Телемба» боевыми расчетами зенитных ракетных комплексов «Бук-М2» и «Тор-М2У» были уничтожены все мишени, имитирующие крылатые ракеты воздушного базирования и беспилотники. Подразделения оценены на «отлично».
— Можно сказать, что маневры подтвердили важную роль Сухопутных войск в современной войне?
— Сухопутные войска по-прежнему остаются самым многочисленным основным видом Вооруженных сил Российской Федерации. Они способны выполнить любые возложенные на них задачи по защите Отечества.
— Опыт современных вооруженных конфликтов последнего времени, в том числе в Сирии, используется в Сухопутных войсках?
— Безусловно. Этот опыт помогает активно внедрять новые формы и способы действий подразделений и применения огневых средств. Офицеры, принимавшие участие в спецоперациях за пределами Российской Федерации в качестве военных советников, широко применяют полученный опыт в ходе подготовки подчиненных.
— В свое время артиллерию называли «богом войны», поскольку она решала во многом успех боевых действий. А как сегодня?
— В наши дни основным средством Сухопутных войск для огневого поражения противника в оперативно-тактической глубине построения группировок его войск остаются ракетные войска. В их составе ракетные бригады и реактивные артиллерийские соединения, на вооружении которых дальнобойные системы крупного калибра. Ракетные войска и артиллерия — это всепогодные и наиболее эффективные средства огневого поражения критически важных объектов противника и поддержки соединений, частей и подразделений мотострелковых, танковых, десантно-штурмовых войск, а также ВДВ и береговых войск ВМФ. Они выполняют подавляющий объем задач по огневому поражению противника — до 60–65%.
— Олег Леонидович, всегда интересно узнать о новом оружии, которое уже поступает в Сухопутные войска или начнет поступать в ближайшее время. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Сухопутные войска планомерно перевооружаются. Набранные темпы позволят выполнить решение Верховного главнокомандующего о доведении доли современного вооружения к исходу 2020 года до 70%. Только в этом году соединения и воинские части Сухопутных войск получат более 2500 новых основных образцов вооружения, военной и специальной техники, включая танки, боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), комплексы связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и т.д. К концу года доля современного вооружения составит у нас уже 54%.
Какое оружие приходит в войска? Ну, например, подразделения войсковой ПВО получают зенитные ракетные системы и комплексы, которые по многим параметрам являются лучшими в мире. Это С-300В4, «Бук-М3», «Тор-М2», а также переносные зенитные ракетные комплексы нового поколения «Верба».
Планируется поступление реактивных систем залпового огня «Торнадо-С». Эта система имеет увеличенные характеристики по дальности, точности стрельбы и расширенную номенклатуру реактивных снарядов повышенного могущества.
Артиллеристы общевойсковых бригад и дивизий получают реактивные системы залпового огня «Торнадо-Г» и самоходные гаубицы «Мста-С», обладающие возможностью автоматического наведения на цель.
В войска поступают противотанковые ракетные комплексы «Хризантема-СП». Они обладают уникальной способностью пробивать броневую защиту всех современных танков. Надежно работают днем и ночью, в любых метеорологических условиях.
Для подразделений разведки закупаются комплексы с беспилотными летательными аппаратами, а также комплексы разведки, управления и связи «Стрелец», защищенные автомобили «Тайфун-К».
Танковые и мотострелковые подразделения достаточно интенсивно перевооружаются на модернизированные танки Т-73Б3М с улучшенными боевыми характеристиками по подвижности и защищенности, боевые машины пехоты БМП-3 и бронетранспортеры БТР-82А.
— А завтра каких новинок можно ждать?
— Для войсковой ПВО завершено создание арктической модификации зенитного ракетного комплекса «Тор-М2». Он способен поражать все типы высокоточного оружия как с места, так и в движении. Для борьбы с беспилотными летательными аппаратами разрабатывается зенитный артиллерийский комплекс «Деривация-ПВО» с 57-мм автоматической пушкой.
В завершающей стадии разработка нового межвидового артиллерийского комплекса «Коалиция-СВ». В нем реализован инновационный режим стрельбы «Шквал огня», при котором несколько снарядов, выпущенных из одного орудия под разными углами, одновременно достигают цели. Это обеспечивает массированность огневого удара. Боевые возможности комплекса в два раза превышают все существующие отечественные и зарубежные аналоги.
Для Ракетных войск и артиллерии разрабатывается комплекс артиллерийско-минометного вооружения батальонного звена «Набросок» с различными вариантами базового шасси, в том числе для оснащения арктических подразделений.
Для общевойсковых и танковых подразделений в завершающей стадии разработки находятся хорошо известные вам танк «Армата», БМП «Курганец-25», БТР «Бумеранг». По своим характеристикам, с учетом заложенного модернизационного потенциала, они, безусловно, будут превосходить лучшие иностранные образцы еще не один десяток лет. В ближайшее время планируются поставки этих образцов в Сухопутные войска.
— В ведущих армиях мира все большее применение находят роботизированные системы, беспилотные летательные аппараты. Наши Сухопутные войска в этом отношении не отстают?
— Не беспокойтесь. Мы отслеживаем все современные военные тенденции и принимаем нужные меры. В составе Сухопутных войск сформированы подразделения беспилотных летательных аппаратов. Они успешно используют современные комплексы с беспилотными летательными аппаратами различного радиуса действия. Это, например, беспилотники «Элерон-3СВ» с дальностью применения до 25 км, «Орлан-10», «Гранат-4», работающие на дальности до 120 км, а также «Форпост» с дальностью до 250 км.
Идет модернизация уже принятых на вооружение комплексов с беспилотными летательными аппаратами, создаются перспективные образцы, которые смогут вести не только разведку объектов противника, определять их координаты, осуществлять контроль результатов поражения, но и решать ударные задачи. В особенности там, где применение других средств поражения будет затруднено или менее эффективно.
— Какие новые автоматы поступят на вооружение Сухопутных войск?
— С 2018 года в войска поставляются образцы стрелкового вооружения, разработанные в опытно-конструкторской работе «Ратник». Это модернизированные 7,62-мм пехотный пулемет Калашникова «Печенег», снайперская специальная винтовка ВССМ и специальный автомат АСМ калибра 9-мм, а также 12,7-мм крупнокалиберная снайперская винтовка АСВКМ.
В прошлом году завершены войсковая эксплуатация и сравнительные испытания 5,45-мм и 7,62-мм автоматов производства концерна «Калашников» и Завода имени В.А.Дегтярева. Все образцы рекомендованы к принятию на вооружение. Новыми автоматами «Калашникова» будут вооружаться военнослужащие Сухопутных войск, ВДВ, морской пехоты, а образцами производства Завода имени В.А.Дегтярева — спецназ и разведывательные подразделения.
— На какой стадии развития боевая экипировка «Ратник», которая получила неофициальное название «форма вежливых людей»? Когда мы увидим «Ратник-3»?
— Продолжается оснащение Сухопутных войск комплектами боевой экипировки «Ратник». Она находится на уровне лучших зарубежных аналогов, а по показателям защищенности средств индивидуальной бронезащиты существенно превосходит их. При меньшей в 1,25 раза массе обладает в 1,3 раза большей площадью защиты жизненно важных органов.
Завершена научно-исследовательская работа по определению облика боевой экипировки 3-го поколения, которую вы называете «Ратник-3». В перспективной экипировке предусмотрена интеграция мини- и микроробототехнических комплексов, а также малых беспилотников для повышения осведомленности мотострелковых подразделений на поле боя. Для усиления физических возможностей военнослужащих в комплекты планируется включение экзоскелетов.
Разработан и изготовлен электронный модуль для оценки функционального состояния военнослужащего. Модуль обладает возможностью работать как автономно, так и в составе системы управления. Аппаратура будет регистрировать в режиме реального времени физиологические параметры организма, в том числе частоту сердечных сокращений, электрокардиограмму, частоту дыхания, пульсовые характеристики сосудистой системы, давление и др. В ближайшее время будет проведена апробация модуля в подразделениях Сухопутных войск.
Подразделения, оснащенные боевой экипировкой 3-го поколения, будут обладать самостоятельностью, автономностью и самодостаточностью для выполнения различных боевых задач в различных условиях, смогут интегрироваться в разведывательно-огневые контуры.
Отдельные элементы перспективной боевой экипировки военнослужащих будут созданы к 2021–2022 годам, а появление комплекта в целом ожидается к 2025 году.
— Недавно начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов рассказал, что в Российской армии созданы 126 батальонных тактических групп постоянной готовности. Почему ставка делается на эти подразделения? В чем их преимущество?
— Батальонная тактическая группа — это тактическое формирование. Оно создается временно на основе мотострелкового или танкового батальона со средствами усиления. Может действовать автономно. Предназначена для выполнения внезапно возникающих задач в различных видах тактических действий и условиях обстановки, обладает повышенной маневренностью.
Преимущество этих групп — в гибкости управления и огневой мощи. Хочу подчеркнуть, что батальонные тактические группы комплектуются только из военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Это позволяет при необходимости в кратчайшие сроки провести подготовку под определенную боевую задачу.
— Насколько Сухопутные войска укомплектованы военнослужащими по контракту?
— Количество прапорщиков, сержантов и солдат по контракту превысило количество военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. То есть более половины общего числа военнослужащих Сухопутных войск — контрактники. В приоритетном порядке военнослужащими по контракту комплектуются должности старшин и техников рот, командиров отделений, экипажей боевых машин, инструкторов и специалистов по эксплуатации современной техники.
— «Армейские игры» стали неотъемлемым элементом состязательности в ходе боевой подготовки войск. Как в этом году выступили на них команды Сухопутных войск?
— Наши военнослужащие приняли участие в шести международных конкурсах, прошедших на территории четырех государств. Шесть конкурсов организовало и провело Главное командование Сухопутных войск. Российскими командами в ходе состязаний поставлено 18 рекордов. В очередной раз центром внимания стал «Танковый биатлон». Напомню, начало соревнованиям танковых экипажей было положено в 2013 году по инициативе министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу. В этом году соревновались команды 22 стран! Российские танкисты в четвертый раз завоевали золотые медали. Нашими экипажами установлено три рекорда.
— Олег Леонидович, спасибо за интервью. «МК» поздравляет вас и ваших подчиненных с Днем Сухопутных войск и желает новых достижений!