Раньше соратники Верзилова сообщали: он хотел отправиться в ЦАР с группой Расторгуева, а после смерти журналистов инициировал свое расследование. Отчет от информатора из ЦАР пришел на мобильник Верзилова, но он воздержался от публикации, потому что «не хотел подставлять информатора».
Пока Петр Верзилов приходил в себя в берлинской клинике, куда его доставили из Москвы самолетом, все гадали — о чем говорится в отчете из Центральноафриканской республики. Телефон якобы остался в Москве и был под паролем, доступ к нему имелся только у Верзилова.
Теперь Верзилов рассказал журналистам «Медузы», что его информаторы — представители НКО (некоммерческих организаций), работающие в Африке и занимающиеся проблемой браконьерства. Их расследование было оплачено. Помогает его координировать друг Верзилова Хантер Хини, который сотрудничаем с различными американскими НКО, в том числе в ЦАР.
В полученном отчете, утверждает Петр Верзилов, говорились о вычищенном из базы мобильного оператора биллинге звонков фиксера Мартина (организатора поездки на месте), и никаких следов подобного человека в городе, куда на встречу в ним направлялись убитые журналисты, не обнаружилось. Это дает основания полагать, что Мартин — мифическая фигура, за которой скрывается вовсе не сотрудник миссии ООН в ЦАР, а совершенно иной человек, возможно, находившийся в другой стране.
Напомним, что контакты Мартина журналистам передал сотрудник Федерального агентства новостей (ФАН), которое связывают с именем организатора «фабрики троллей» и многих других небанальных проектов Евгения Пригожина — Кирилл Романовский. Романовский утверждает, что он сейчас не может вспомнить фамилию Мартина.
Мы нашли единственного человека с именем Мартин — Мартина Гейрота - в списках миссии ООН, причем он приписан к Бамбари, именно тому городу, куда на встречу с фиксером направлялись перед гибелью российские журналисты. Сначала представитель миссии утверждал, что у них вообще нет сотрудника по имени Мартин, а когда мы отправили ему конкретный запрос с именем-фамилией, отвечать перестал. Телефон Мартина Гейрота, указанный в списке миссии, не отвечал вообще.
Подробнее читайте в материале «Фиксер по имени Мартин: кто «помог» убитым в ЦАР журналистам»
Верзилов возложил главную вину за трагический исход поездки на покойного режиссера Александра Расторгуева: «Я считаю, что поездка подготовлена была совершенно ужасно. И прежде всего в этом вина Саши, а не всех остальных». Довериться Мартину, контакты которого группе дал «журналист Пригожина», считает Верзилов, было безумием.
Что касается отравления самого Петра Верзилова, то, по его словам, немецкие врачи так и не смогли обнаружить конкретное вещество, ставшее причиной.
В Москву из Берлина Верзилов собирается вернуться через неделю.
Между тем еще одно расследование убийства журналистов ведет Михаил Ходорковский — именно по линии финансировавшегося им Центра управления расследованиями группа поехала в Центральную Африку. После скандала, который разразился с публикацией переписки всех участников проекта (ее, кстати, обнародовало ФАН), Ходорковский прекратил финансировать ЦУР.
Верзилов же ждет второй части отчета от своих информаторов — впрочем, пока у него нет никакой новой конкретики.
Читайте материал «Публикация переписки журналистов, погибших в ЦАР, вызвала шок»