В США и Израиле поспешили заявить, что поставленные зенитные системы С-300 могут привести к эскалации в регионе. Здесь безусловное лукавство. Ведь С-300 — это не наступательная, а исключительно оборонительная система, то есть призванная защищать тех, на кого нападают с воздуха. Именно поэтому наш МИД, отвечая на заявления из Вашингтона и Иерусалима, отметил, что укрепление ПВО Сирии приведет к стабилизации ситуации.
Российский министр обороны Сергей Шойгу справедливо напомнил, что в 2013 году «по просьбе израильской стороны мы приостановили передачу Сирии комплекса С-300, который уже был подготовлен к отправке, а сирийские военнослужащие прошли соответствующую подготовку». И вот теперь, после трагедии со сбитым российским самолетом и гибелью наших военнослужащих, ситуация меняется кардинально и сирийским ПВО уже в течение двух недель будет передан комплекс С-300.
Разъясняя значение этого шага, эксперт «МК пояснил:
- Надо правильно понимать, что такое комплекс С-300, о котором сказал министр. Один комплекс — это до шести зенитных ракетных дивизионов, в каждом из которых по 12 самоходных пусковых установок.
Умножьте их еще на четыре, так как на каждой пусковой установке имеется по четыре ракеты. Грубо говоря, отразить вражеский налет готовы свыше ста зенитных ракет. Получается, что вместе с нашими российскими комплексами — С-400 и «Панцирь-С», которые там защищают все наши военные объекты, это — мощная сила. Она способна полностью закрыть небо над всей сирийской территорией. И к тому же никто не говорил, что Сирии будет поставлен всего один комплекс — точные цифры поставок вообще не озвучивались...
Ну, а кто же будет обслуживать сирийские комплексы С-300? Как рассказал эксперт, в Сирии есть такие военные специалисты. Еще когда несколько лет назад был заключен контракт о продаже Дамаску комплексов С-300, который позже расторгли по просьбе Израиля, сирийские военнослужащие проходили подготовку в России. Они в течение полугода обучались у нас в Ленинградской области. А это значит, что сегодня сирийская армия располагает специалистами, которые смогут обслуживать эти комплексы.
Одно из направлений усиления сирийской ПВО, как сообщил на этой неделе Сергей Шойгу, это оснащение командных пунктов сирийских соединений и воинских частей противовоздушной обороны автоматизированными системами управления. До этого такие АСУ поставлялись только в российские вооружённые силы. По словам российского министра, такой шаг обеспечит централизованное управление всеми силами и средствами ПВО Сирии.
А как будет работать эта система на практике? Что, нам придется поделиться с сирийцами частью своих военных секретов, например, кодами системы радиолокационного опознавания «свой-чужой»? Как разъяснил эксперт, этого не потребуется.
- После недавней трагедии было очень много разговоров по поводу системы «свой-чужой». Какой только ерунды на этот счет не писали в СМИ. Вот и сейчас тоже, - сказал генерал ПВО. - Поймите, никаких кодов нам передавать не потребуется. Будет создана единая система управления силами и средствами ПВО на всей территории Сирии, с включением в нее российских радиолокационных и огневых средств.
Примерно такая система управления у нас существует в рамках ПВО СНГ. То есть все будет заведено на единый центральный командный пункт, в рамках которого сирийцы будут опознавать цели с помощью своей системы, мы - с помощью своей. При этом наши военные дополнительно будут идентифицировать их и подтверждать сирийцам, кто это летит — свой или чужой. Так что никаких кодов и секретов передавать не потребуется.
В числе мер, которые, по словам Сергея Шойгу, способны остудить «горячие головы» - усиление системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). По словам министра, радиоэлектронное подавление спутниковой навигации, бортовых РЛС и систем связи боевой авиации, атакующей объекты, будет осуществляться на всей сирийской территории.
- Здесь следует понимать, - рассказал эксперт «МК», - что это будут полностью наши системы РЭБ. Мы их Сирии не передаем. Но подчеркиваю: президент и министр обороны четко сказали: все это делается именно для обеспечения безопасности наших российских военнослужащих. РЭБовские системы будут защищать наши объекты и наших людей. Ну, и одновременно еще и тех, кто находится рядом с нами, то есть сирийских военных.