Катера на Азовское море пришли сушей — на трейлерах и с большими логистическими проблемами — еще 11 сентября. В минувшее воскресенье их спустили на воду. После потери Крыма Украина лишилась практически всех судов ВМФ и по новой военно-морской концепции пока развивает «москитный флот». «Лубны» и «Кременчуг» — как раз из этой серии: малые бронированные катера, выросшие из типа «Гюрза», строятся начиная с 2015 года. Вооружение у них как у пары сухопутных бронетранспортеров нового поколения: два боевых модуля с 30-мм пушками, автоматическими гранатометами и пулеметами, по одному противотанковому ракетному комплексу; есть в комплекте на борту и один переносной зенитно-ракетный комплекс. К двум катерам должны были добавить третий, но он никак не доедет по суше через пробки — или, возможно, его еще просто не достроили.
К азовским берегам украинское министерство обороны планирует перегнать и первую пару из десяти обещанных старых американских патрульных судов типа Island образца 1985 года. Их Украине собирается передать США. А согласно ежегоднику Стокгольмского института изучения проблем мира, еще три минных тральщика для восстанавливаемого флота соседей продаст в ближайшее время Дания — за символические для такого рода сделок 102 миллиона евро. Противоминные корабли строились тоже с 1985 года и были выведены из состава датского флота в 2012-м.
К чему готовится Украина? Отнюдь не к большой «горячей» войне: в ней у катеров и тральщиков мало шансов. На Азовском море с марта идет полноценный экономический конфликт — сторожевые суда готовят к участию в нем.
Мариупольский порт за год потерял 10% товарооборота — на сегодня, например, 14 судов под разными флагами (от Египта и Панамы до Германии) с продукцией мариупольских металлургических комбинатов стоят в очереди на выход из Азовского моря перед Крымским мостом. Некоторые стоят от 5 до 8 суток, пропуская идущие мимо суда из российских Таганрога и Ростова-на-Дону. Сутки простоя — 15 тысяч долларов.
Позиции сторон на Азовском море трудно примирить. Украина считает Крым и воды вокруг него своими и время от времени пытается «вступить в права», задерживая рыболовные сейнеры из Керчи или конфискуя суда, заходившие без санкции украинских компетентных органов в крымские порты. Россия после строительства Крымского моста полностью контролирует Керченский пролив и всеми доступными легальными способами намекает соседям, что надо договариваться. По Закону о совместном владении Азовским морем от 2003 года это «внутреннее море» Украины и России, и военные суда двух стран могут ходить здесь где угодно и осматривать любые суда; никакой границы посреди моря нет.
Проблема Украины заключалась в том, что осматривать чужие суда ей было нечем: в Азовском море находилось 18 легких пограничных катеров с одним пулеметом Калашникова на борту для охраны береговой линии. А вот российские пограничные корабли ФСБ с мая такие досмотры осуществляли часто, теперь — реже: для «намека» хватает и очередей на вход и выход с Азовского моря в Керченском проливе…
В Мариуполе забеспокоились моряки. Большинство местных работают на «жабодавах» — судах типа «река-море», плавающих в основном в Приазовье. Сейчас суда с украинцами в составе экипажа катера ФСБ досматривают в обязательном порядке. Через сколько времени при таких раскладах судовладельцы сменят экипажи из украинцев на россиян — вопрос риторический.
Теперь Украина готовится выпустить в море бронекатера с пушками. Где-то к концу сентября стоит ждать и первые новости о досмотрах судов, идущих в российские порты Азовского моря. Потом, как обещают в Киеве, настанет черед разрыва договора «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».