Законопроект подготовлен правительством во исполнение указаний Президента РФ, заявил г-н Зубов на пленарном заседании. По его словам, поставленная президентом цель — «оптимизация порядка выдачи иностранцам, владеющим русским языком и желающим жить и работать в России, разрешений на временное проживание и видов на жительство, а также предотвращение возможных нарушений, в том числе фиктивных браков». «Оптимизация» в данном случае означает «ужесточение»: получающие вне всяких квот, в льготном порядке разрешения на временное проживание в России иностранцы, имеющие родственников-россиян, после вступления закона в силу будут обязаны проживать только на территории того субъекта Федерации, где живут эти самые родственники, — соответствующее изменение вносится в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Речь идет о нетрудоспособных родителях, чьи дети имеют гражданство РФ, трудоспособных детях нетрудоспособных родителей-россиян, иностранцах, состоящих в браке с россиянами, иностранцах, имеющих ребенка — гражданина РФ, и аналогичных категориях родственников.
По данным МВД, ежегодно с просьбой предоставить статус временного проживания обращается в миграционные органы России порядка 300 тысяч иностранцев. В 2017 году более 23% подавших заявление мотивировали свою просьбу желанием воссоединиться с супругом или супругой, за 8 месяцев 2018 года — уже 35%. По Москве этот показатель составил почти 70%, по Московской области — более 55%, уточнил докладчик. «Значительное число» разрешений (какое — неизвестно) выдается и по такому основанию, как наличие у иностранца на территории РФ нетрудоспособного близкого родственника (пенсионера или инвалида). При этом, продолжил г-н Зубов, «определенная часть» иностранцев, получив право легально жить в России, «к месту жительства своих супругов или близких родственников не переезжают и связь с ними не поддерживают». Такого рода явления особенно распространены, по словам чиновника, в Москве и других мегаполисах.
Власти подозревают, что в подобных случаях был заключен фиктивный брак, но по Семейному кодексу заявление в суд о признании брака недействительным по причине его фиктивности может подать только один из супругов, сказал зам.главы МВД. «Чтобы пресечь такую практику», решено было пойти другим путем и ввести, как он выразился, вышеназванные «отсекательные меры». Но эти меры не распространяются на тех, кто переезжает в Россию в рамках программы переселения соотечественников.
Депутатов интересовало, по каким критериям определяется, фиктивный брак или нет. «Когда человек, заключив брак с россиянином, с ним не проживает, материально, духовно или каким-то образом его не поддерживает, переезжает в другой город, зачастую очень далеко, и живет там другой жизнью», — пояснил чиновник. Такие признаки МВД обнаружило в 20% всех заключенных иностранцами с россиянами браках.
Глава профильного Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов (КПРФ) сказал, что вообще-то «проблема более широкая и требует более системных решений». Таковым он считает введение уголовной ответственности за использование фиктивного брака при оформлении гражданства РФ — «это можно было бы считать отдельным видом мошенничества». Ко второму чтению, предложил депутат, можно прописать в законопроекте пункт об отмене выданного после заключения брака с гражданином РФ вида на жительство, если данный брак был расторгнут в течение года.
Впрочем, в заключении этого комитета на правительственную инициативу никаких конкретных предложений по доработке документа не содержится.
Почти все выступавшие говорили о противоречивом впечатлении от законопроекта. «Есть просто иностранцы, а есть наши соотечественники, которые иногда действительно пользуются такими методами, как всякого рода браки, чтобы обойти те абсолютно невозможные барьеры, которые мы выстроили на пути их возвращения в Россию», — заявил первый зам.главы Комитета по делам СНГ Константин Затулин («ЕР»). По его словам, пока же «мы продолжаем идти по пути ужесточения и своими нормами и правилами отбиваем охоту у соотечественников иметь дело с РФ».