Если почитать про Аверина в англоязычной Википедии (статьи в русской его не удостоили), то перед нами предстанет довольно противоречивая картина, а именно: политический диссидент и ярый оппозиционер отправился на Донбасс воевать на пророссийской стороне, а когда он пересекал границу, по пути домой был арестован. Вдобавок, по утверждению нацболов, которые политкорректно называются теперь «другороссами», оружие ему подбросили сотрудники ФСБ. Причем подбросили не просто так, а за активную гражданскую позицию. Он якобы не понял, что ополченцы из России на Донбассе больше не нужны. Все бы ничего, но ведь Аверин в этот момент как раз по доброй воле покидал Донбасс, поэтому версия соратников кажется не очень убедительной. С другой стороны, учитывая, как «чудят» порой наши спецслужбы, удивляться ничему не приходится.
В момент задержания на блокпосту у Аверина, как было объявлено следователями уже на суде, обнаружили пистолет Макарова. Ему тут же было предъявлено обвинение по ст. 222 УК РФ («Незаконные хранение, перевозка или ношение оружия») и ст. 226.1 УК РФ («Контрабанда огнестрельного оружия или его основных частей»).
После этого соратника Эдуарда Лимонова отправили в СИЗО. Первое заседание Матвеево-Курганского районного суда весной этого года закончилось продлением ареста до 12 июня. Потом заседание перенесли на 18 сентября, а теперь и на 26-е.
На Донбассе воюет немало сторонников Эдуарда Лимонова, их, как и их лидера, всегда влекла война. Но вопрос реализации этого влечения решить было непросто. Когда в России настоящая оппозиционная активность потонула вместе с «болотными протестами», на Украине, точнее, в самопровозглашенных республиках ЛНР и ДНР, они как раз пришлись ко двору. Но романтическая идея Новороссии оказалась похоронена под артиллерийскими залпами и междоусобными разборками полукриминальных донбасских главарей. И нацболы снова оказались не у дел. Собственный батальон им сформировать не дали, а офис в Луганске разгромили спецслужбы. В окружении Аверина поговаривают, что он покидал Донбасс полный разочарования.
По мнению людей, знакомых с ситуацией, до прохода через границу Аверин, скорее всего, должен был с кем-то предварительно договориться — чтобы его пропустили по-тихому и без вопросов. По крайней мере, в большинстве случаев бывшие ополченцы, которые нелегально пробыли какое-то время на Донбассе, поступают именно так. Возможно, те, кто гарантировал Аверину безопасность на границе, попросту его обманули. А может, он стал козлом отпущения или расстался с бывшим начальством не в лучших отношениях.
Поговаривают, что Эдуард Лимонов, чьим личным пресс-секретарем работал Аверин, вступается за него довольно робко, не то что за Бутину или Карлоса-Шакала. Но, по данным «МК», это не совсем так. Лимонов неоднократно утверждал, что Аверину пистолет подбросили и он даже знал об этом заранее, но в чем был смысл такой «подставы», писатель-оппозиционер внятно объяснить не может.
Александру Аверину грозит до семи лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей.