Потеря 7 миллионов голосов для «Единой России» – не катастрофа, усиление оппозиции – тоже частность. Но если расценивать поведение большинства россиян 9 сентября именно как сигнал власти, то он говорит о многом.
У россиян достаточно негатива, чтобы трансформировать его в политические требования. Явка и результат голосования были предопределены – ростом НДС, повышением ключевой ставки ЦБ и (апогей антисоциальных решений правительства!) пенсионной реформой.
Лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев считает, что «это лето в стране изменило многое».
– Почему провластные кандидаты и «Единая Россия» потерпели поражение даже при низкой явке? Люди ощутили, что сломался важнейший базис стабильности – правительство нарушило общественный договор! Реформы экономического блока правительства ведут к развалу экономики и снижению уровня жизни населения. Политическая стабильность в государстве ещё не испытывала такой степени давления. Это важнейший тест для страны с тех пор, как Владимир Путин пришел к власти.
Есть ли у этих политических угроз виновники? Похоже, да. Люди в августе выходили с требованиями отставки глав Центробанка и ПФР. Политологи удивлялись: каким образом массы сформулировали требования по списку еще вчера неизвестных фамилий?
Никита Исаев полагает, что именно «персонализация» протеста в лице министров-экономистов демпфировала значение выборов для властной вертикали:
– Люди требуют отставки федеральных чиновников, потому что не готовы потребовать смены политического устройства страны в целом. Они верят Путину. Его телеобращение, кстати, остановило массовость в уличных протестах, а протест замкнулся на конкретные персоны в экономическом блоке правительства, которые народ отождествляет с провальными реформами. Другими словами, Путин взял ответственность на себя, и люди не вышли на улицу. Но и на выборы не пошли. Есть над чем подумать власти.
Ситуацией обеспокоен и член Совета Федерации Анатолий Лисицын:
– Для региональных отделений пенсионная реформа правительства стала такой же неожиданностью, как и для населения. Единороссы на местах не имели возможность включить этот вопрос в предвыборную повестку. Экономисты из правительства не посчитались и с этими обстоятельствами. А коммунисты смогли оперативно сыграть на этой проблеме. Это серьезный сигнал для власти.
В оценке солидарны и спикеры других партий. Так, 1-й зампред комитета ГД по экономическому развитию эсер Валерий Гартунг склонен винить в ситуации федеральные институты, в частности – ЦБ:
«Мы просто стали неконкурентоспособны. Это последствия неправильной, неграмотной финансовой политики, которую проводит ЦБ. Платить за это приходится всем гражданам страны, экономике страны и бюджету».
Похожие позиции и у ЛДПР. Как заявил депутат этой фракции в Госдуме Валерий Сысоев, «ЦБ должен изменить свою политику. В первую очередь его политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста в стране, на поддержание стабильности национальной валюты, на финансирование российской экономики. А цифры говорят об обратном».
По мнению экспертов, ситуация в регионах не спокойна и после выборов. У населения сформировался запрос на смену экономического курса. Люди продолжают требовать и показательных отставок в правительстве.
Соцопросы подтверждают, что экономическое недовольство избирателей носит устойчивый характер. Никита Исаев призвал не забывать о пресловутом «внешнем факторе»:
– Российский народ очень терпелив. Но с другой стороны никогда не знаешь, что является последним толчком для сползания системы в хаос. Небольшого внешнего воздействия в таких условиях часто бывает достаточно…