Согласно предложению российского президента Владимира Путина, мирный договор может быть заключен «до конца года и без предварительных условий». Японский премьер Синдзо Абэ, в свою очередь, представил план экономического сотрудничества.
«Это вещи несколько из разных плоскостей. Экономическое сотрудничество - вопрос, который не имеет никакого отношения к мирному договору как таковому. Мирный договор создает некую атмосферу, условия для развития благоприятных отношений. И как раз нормальные экономические отношения могут быть следствием мирного договора. Но связывать напрямую я бы эти две вещи не стал, потому что договор - все-таки урегулирование итогов войны, а с экономическим сотрудничеством это как-то не вяжется. Кроме того, с Японией у нас, насколько я знаю, нет никаких не урегулированных вопросов, кроме пограничного размежевания, – комментирует «МК» профессор МГИМО Дмитрий СТРЕЛЬЦОВ. По его словам, «сама постановка вопроса, что нам обязательно нужен мирный договор, иначе у нас ничего не получится - неверная. Это в значительной степени навязанная точка зрения, исходящая из того, что нам как-то нужно решить вопрос со спорными территориями ,и пока мы его не решим, никаких нормальных отношений быть не может».
«МК» также попросил прокомментировать ситуацию Чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Японии (с 1996 -2003 годы), профессора МГИМО Александра ПАНОВА:
«Тот договор, о котором идет речь - это формально не мирный договор, мы в 1998 году предлагали его японцам. Я тогда был послом. Эта позиция состоит из двух мирных договоров, ведь их может быть сколько угодно. Тот договор, который предлагает президент - это договор о мире, добрососедстве и сотрудничестве, без решения территориального вопроса. Там в самом тексте может быть записано, что будут продолжены переговоры о заключении договора о мире и границах. И это уже второй договор. Но для того, чтобы на него выйти, нужно новое качество отношений, которому и должен дать толчок первый договор: туда можно включить и экономическое сотрудничество, и вопросы безопасности, и хозяйственное освоение северных территорий . То есть, это поэтапное решение вопроса. В принципе - это та позиция, которая у нас была и тогда, когда я работал послом, но японцы тогда отказались. Абэ говорит о том, что надо развивать экономические отношения, хозяйственную деятельность на островах – это именно то, что мы предлагали включить в тот первый договор.
Сейчас реакция японцев негативная, но это понятно. Абэ предстоят серьезные выборы, и он, скорее всего, победит. Но раскачивать как-то внутриполитическую ситуацию накануне выборов ему ни к чему. Поэтому надо немного подождать, может быть, японцы что-то и ответят более позитивно, тем более, как мне говорили, когда Абэ перевели это предложение (мирного договора, – «МК»), он улыбался. Но как трактовать японскую улыбку? Они могут качать головой и все думают, что это «да», а на самом деле «нет».
Читайте материал: "Путина во Владивостоке задели и оставили без сенсаций"