С высоты наблюдательного пункта бурятская лесостепь кажется игрушечной: на ровной как стол долине лишь местами высятся макушки аккуратных елей, берез, дубов и тополей, царапая низкие рваные облака.
Вдруг небо внезапно озарилось несколькими вспышками, а через пару секунд их догнал рокот и гром.
- Сейчас на ваших глазах, - послышалось из динамиков наблюдательного пункта, - зенитные ракетные комплексы С-300 и С-400 после обнаружения угрозы ракетного удара, пытаются сбить боеголовки условного противника.
Секунду спустя слышится хлопок, за ним еще один, и еще. Без слов ясно – ракеты врага уничтожены. Правда, разглядеть самую зрелищную часть – попадание в цель - не удается. Низкая облачность огромным грязно-серым куполом накрыла полигон «Телемба». Сквозь ее густую пелену прорываются лишь белые жгуты-следы от выпущенных ракет.
Отразить ракетный удар в Забайкальском крае приготовилась солидная противоракетная группировка. На острие обороны развернулись сразу три полка зенитных ракетных комплексов С-300, С-400 и «Панцирь-С» из состава 76 дивизии Центрального военного округа.
- К «Востоку-2018» мы готовились на протяжении года: работали, тренировались, - говорит командир 76 дивизии ПВО Сергей Тихонов.- В течение двух недель перебрасывали свою технику и личный состав к месту маневров. Но, конечно, приняли участие в маневрах мы, что называется, «с колес».
Информация о воздушных угрозах расчетами радиотехнических войск передавалась на командные пункты комплексов С-300 и С-400, «Бук М2» и «Тор». В бой с низколетящими крылатыми ракетами вступали также зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С».
Всего расчетами радиолокационных станций в этот день было взято на «мушку» более 30 воздушных целей. Засечь и уничтожить их было сложно из-за большого разброса высот и скоростей боеголовок условного противника. Одни летели на высоте 100-150 метров, другие нацелились на объекты с нескольких километров.
К тому-же командование учений на полигоне «Телемба» решило не ограничиваться типичными учебными ракетами-мишенями. В условный массированный удар бросили специальные тренировочные копии реальных крылатых ракет. Некоторые самолеты-носители, вооруженные такими крылатыми боеголовками, были сбиты еще на подлете.
- В учебной атаке использовались как крылатые, огибающие рельеф, ракеты, так и баллистические боеголовки, – объясняет замначальника центра боевого применения ВКС Степан Гуменюк.
Условия боя были осложнены до предела, поэтому после массированной условной бомбардировки забайкальских лесостепей командование не могло с уверенностью расписаться в полном успехе.
- Мишени-имитаторы ракет применялись не совсем обычные, - говорит Степан Гуменюк, - большинство – с очень низкой радиозаметностью, выполнены по технологии «стелс», то есть «невидимки». Эти ракеты-мишени по сложности их обнаружения превосходят все известные иностранные аналоги настоящих ракет.
Стало понятно, почему командиры так беспокоились: сбили — не сбили? Но буквально через несколько минут после стрельбы в Центр боевого применения начала стекаться необходимая информация на основе которой шел напряженный анализ работа противовоздушных систем и комплексов.
Вскоре на лицах офицеров засветились довольные улыбки, а командир 76 дивизии ПВО Сергей Тихонов гордо подытожил:
- С радостью спешу доложить: в ходе тактического эпизода учебного боя все ракеты противника были уничтожены нашими расчетами. Позднее мы подробнее проанализируем работу каждого расчета, каждого подразделения. Но уже сейчас можно сказать точно – в непростых условиях мы с задачей защиты воздушного пространства в районе маневров «Восток-2018» в Забайкалье успешно справились.