Пока в разные районы Сирии стягиваются дополнительные силы США, Турции и официального Дамаска, заинтересованные стороны пытаются дипломатическими усилиями склонить весы в свою сторону. Так, советник по национальной безопасности США Джон Болтон в очередной раз заговорил об опасности химической атаки в Идлибе.
«Мы посылаем четкий сигнал: если произойдет третий факт применения химического оружия, наш ответ будет гораздо жестче», — подчеркнул Болтон. По его словам, в этом случае к ударам по позициям сирийского президента Башара Асада готовы присоединиться Франция и Германия.
Ранее западная коалиция уже отвечала на сообщения о том, что Асад использовал хлор при атаке на позиции мятежников. Это были точечные авиаудары, которые в первом случае были нацелены на правительственный аэродром, а во втором на предполагаемые склады с отравляющими веществами. По всей видимости, Болтон полагает, что подобные действия Башара Асада не впечатлили.
Нарастание напряжения вокруг последнего оплота вооруженной оппозиции нервирует, прежде всего, главу Турции Эрдогана. «Наступление сирийского режима на Идлиб создаст серьезные риски для безопасности и гуманитарной ситуации, которые затронут Турцию, Европу и остальной мир», — пишет он в своей колонке для The Wall Street Journal. Эрдоган опасается, что через границу в его страну хлынут толпы беженцев, среди которых могут укрыться и боевики. А Европа в свою очередь, весьма вероятно, столкнется с очередным витком миграционного кризиса.
«И Россия, и США сейчас ведут дипломатическую игру, — считает начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона Института инновационного развития Антон МАРДАСОВ. — Большого значения этому придавать не стоит. Американские заявления о жесткой реакции на химатаки служат сдерживающим фактором для проведения самой операции в Идлибе. Ведь провинция перенаселена, а реваншистские настроения Дамаска довольно опасны, потому что они вызовут огромное количество беженцев и слияние всей оппозиции.
Довольно много сейчас говорят о том, что Асаду нет смысла применять химоружие. Это не совсем так. Применять его всегда имеет смысл: для оперативности эвакуации местного населения из населенных пунктов, для ускорения переговоров о капитуляции. Различные мелкие инциденты ранее фиксировались, в том числе проправительственными журналистами. При этом у Асада стратегический дефицит людей, ресурсов, к операции стянуты подразделения со всех уголков страны.
Другое дело, что те бомбардировки западной коалиции, которые мы наблюдали в ответ на предыдущие химические атаки, это был, грубо говоря, «договорняк». Минимизировался ущерб, по закрытым линиями, скорее всего, велись переговоры между американцами и Россией, было время для эвакуации. Поэтому все это риторика, которая используется в том числе для переговоров».
В свою очередь, российский Центр примирения враждующих сторон в Сирии распространил во вторник заявление о ситуации в Идлибе. «По поступившей информации от жителей провинции Идлиб, в настоящее время в населенном пункте Джиср-Эш-Шугур идут съемки постановочной провокации якобы применения сирийской армией «химоружия» против мирного населения», - говорится в сообщении.
По данным центра примирения, «для проведения съемок в Джиср-Эш-Шугуре с утра прибыли съемочные группы нескольких ближневосточных телеканалов, а также регионального филиала ведущего американского новостного телеканала».
«Сценарием, - говорится в сообщении, - предусмотрены постановочные сцены «оказания помощи» жителям Джиср-Эш-Шугура «активистами» «Гражданской обороны» («Белые каски») после якобы применения сирийской армией так называемых «бочковых авиабомб» с отравляющими веществами».
Утром в Джиср-Эш-Шугур из населенного пункта Хербет-Эль-Джауз боевиками были доставлены две ёмкости с отравляющим веществом на основе хлора.
«Все отснятые видеоматериалы постановочной провокации в Джиср-Эш-Шугур к исходу дня должны быть переданы в редакции телеканалов для демонстрации в эфире после их размещения социальных сетях», - сообщает российский Центр примирения.