И вот какая картина возникла в моем мозгу в результате новоприобретенных «экстрасенсорных способностей»: дело Скрипалей превратится в безнадежный «висяк» типа гремевшего в прошлом десятилетии дела Литвиненко.
С точки зрения официального Лондона, дело об отравлении полонием вставшего на путь предательства экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко практически раскрыто, но приостановлено на неопределенный срок в виду физической невозможности арестовать преступника.
Британцы свято верят: они убедительно доказали вину Андрея Лугового, но не могут до него дотянуться потому, что Кремль надежно укрыл его в стенах Государственной Думы.
У официальной Москвы принципиально иное видение произошедшего. Наши официальные лица в любой час дня и ночи готовы доказать кому угодно: Россия к смерти Литвиненко не имеет никакого отношения. А все, кто утверждает обратное, либо стали жертвами наглого и циничного обмана, либо сами являются лжецами и провокаторами.
Сейчас не время дискутировать о том, какое из двух «прочтений» причин смерти Литвиненко ближе к действительности. Сейчас время констатировать: если наложить друг на друга британскую и российскую официальную позицию, в результате этого наложения получается полный тупик. Ни Москва, ни Лондон не в силах сдвинуть друг друга с места. Наши официальные лица не могут заставить своих лондонских коллег отказаться от «наветов и клеветы». Их силовики не могут «наложить свою лапу» на надежно защищенного Конституцией РФ и своим статусом депутата Государственной Думы Андрея Лугового.
Примерно то же самое с вероятностью в 99% будет и с делом об отравлении Скрипалей. И британцы это прекрасно понимают. Как-то раз в прошлом десятилетии на одном дипломатическом приеме я наткнулся на тогдашнего пресс-секретаря британского посольства в Москве — дипломата, который позднее окажется в центре грандиозного скандала из-за своих скабрезных шуточек про папу римского. В тот вечер мой британский знакомый тоже был в ударе: пытался мне доказать, что Россия обязана перестать разглагольствовать про конституционный запрет на выдачу своих граждан заграницу и отдать-таки Лондону Андрея Лугового. Приятный дипломат был парень — приятный, но, видимо, туго соображающий.
Те, кто рулит британской политикой в отношении России в сентябре 2018 года, «туго соображающими парнями» (и девушками) себя, очевидно, не считают. Лондон встал в позу: мол, мы заранее знаем, что никого вы нам не выдадите. Поэтому ломать комедию и о чем-то вас просить мы не намерены. Достаточно того, что мы изобличили преступников!
Официальной Москве такой подход правительства Терезы Мэй дает массу причин развести руками, чем, собственно, наши чиновники вполне успешно и занимаются. Слушая по радио Марию Захарову из МИДа, я не переставал ею восхищаться: какая же она умница! Как мастерски она ловит малейшие несоответствия в британской позиции! Какая стопроцентная убежденность в собственной правоте сквозит в ее голосе!
Читайте материал «Захарова назвала «троллингом» фото подозреваемых в деле Скрипалей»
Однако мы несколько отвлеклись. Важно не то, что именно говорят лондонские и московские чиновники. Важно, что и в этот раз любая попытка наложить друг на друга британскую и российскую официальные позиции вновь дает в сумме абсолютный тупик. Каждый остается при своем — или, вернее, не совсем при своем. Политический и экономический ущерб для Москвы от дела Литвиненко был несравнимо меньшим, чем аналогичный ущерб от дела Скрипалей. В 2006 году отношения Москвы и Запада были вполне сносными. В 2018 году дело Скрипалей взгромоздилось на гору других «раздражителей» - Украина, Сирия, гибель малазийского «Боинга», обвинения во вмешательстве в американские выборы.
Дело Литвиненко подпортило имидж России в мире и обрушило российско-британские отношения. Дело Скрипалей уничтожило на корню любую возможность потепления этих отношений в обозримом будущем и «зацементировало» неформальный статус Великобритании как самого яростного и непримиримого оппонента Москвы в западном мире.
Мы в России совершенно справедливо считаем себя очень упертыми людьми. Но британский лев - это не менее упертое животное, чем русский медведь. Особенно если потыкать этого льва булавкой и дернуть его за хвост. Вдобавок к антироссийской истерии, которая бушует в мире американской политики, мы получили еще и копию этой истерики на другом конце Атлантики. Очень нездоровая и опасная комбинация.
Я понятия не имею, какой именно «гениальной личности» пришла в голову мысль «познакомить» Сергея Скрипаля с «Новичком». Но мне жутко любопытно: о чем эта личность думает сейчас, взирая на дело рук своих? Радуется, наверное.
Читайте материал «Боширов, Петров и Скрипаль: подозреваемых назвали, вопросы остались»