На жительницу Саратова возбудили уголовку за частушки о судьях

До этого Фемида не смогла помочь ей вернуть 400 000 рублей

Ирония, сарказм, насмешка, черный юмор — есть разные способы изобличения отрицательных явлений в обществе. Вот только подобные тонкости, судя по всему, недоступны некоторым представителям власти. Для них любое изобличение — экстремизм. «В Сара-а-атове продажный суд, здесь судьи взяточки берут», — спела, на свою беду, Наталия Ковалева. Теперь против нее возбуждено уголовное дело по 282-й статье.

До этого Фемида не смогла помочь ей вернуть 400 000 рублей

Саратовские судьи обиделись на женщину и пожаловались в Следственный комитет, который через два месяца возбудил уголовное дело об экстремизме — по мнению следователей, сочиненные Ковалевой частушки способствуют возбуждению ненависти «к социальной (профессиональной) группе «судейское сообщество» (судьи)».

Женщина не просто так ополчилась на судейскую братию. Дело в том, что она стала жертвой мошенников и потеряла 400 тысяч рублей, но суд не помог ей вернуть деньги.

В июле 2013 года Ковалева решила взять крупный заем на развитие бизнеса — около 20 млн рублей. За советом она обратилась к знакомому бизнесмену, который дал ей контакты людей, «готовых оказать содействие в этом вопросе» и работающих «в службе безопасности» одного из банков. В итоге «посреднику» она перевела за оформление документов 400 тысяч рублей, которые были у нее в накоплениях. Мошенник попросил перевести деньги через систему моментальных переводов без открытия счета. После этого деньги исчезли — по версии банка, их получил в Петербурге другой человек с теми же именем и фамилией, но другими паспортными данными. Наталия, разумеется, поступила опрометчиво, но такова уж природа многих наших сограждан, особенно в провинции. Тот факт, что 400 тысяч рублей могут вот так внаглую украсть, просто не приходит им в голову.

Логично, что в случившемся Наталия винит и банк, благодаря пробелам в безопасности которого мошенник смог получить перевод по другим документам.

Уголовное дело было возбуждено спустя полтора года после первого обращения Наталии в правоохранительные органы, но к тому времени записей с камер наблюдения не сохранилось и вычислить преступника не удалось. А в действиях банка суд и вовсе не увидел никаких нарушений и даже не стал вникать в то, мог ли кто-то из сотрудников быть в сговоре с мошенником. Несколько лет назад дело Ковалевой вызвало в саратовской прессе большой резонанс.

Между прочим, тексты «незаконных» частушек, сочиненных обвиняемой, написаны по мотивам публикаций из средств массовой информации. В них приводятся факты, которые являлись частью журналистских расследований и были опубликованы в СМИ.

Учитывая ситуацию, по-человечески, конечно, Ковалеву можно понять. Что касается закона, очевидно, что вся ее критика направлена не против «социальной группы «судьи», а против конкретных представителей власти, которые работали над ее делом. В видеороликах она называет их по именам, показывает их фотографии. Если бы судья, которая вынесла решение не в пользу Ковалевой, подала против нее иск о защите чести и достоинства, ситуация была бы понятной и умещалась бы в рамки правового поля. Наталии все равно было бы из-за чего посочувствовать, но закон есть закон.

Однако против нее использовали 282-ю статью, которую уже по праву можно назвать самой «веселой» статьей Уголовного кодекса: по ней судили за шуточные мемы, анекдоты, карикатуры, теперь добавились частушки… И все это, к сожалению, совсем не смешно.

«Видимо, в Саратовской области больше нет настоящих террористов, экстремистов, преступников, раз столько сил тратится на меня?» — задается Наталия резонным вопросом. За Ковалеву действительно взялись всерьез, нагрянули с обыском, конфисковали всю технику, включая компьютер сына, а помимо СК делом занялся и центр «Э».

И ведь недавно Генпрокуратура объявила, что все дела об экстремизме будут проходить через нее, чтобы местные власти не наломали дров. Пока, правда, никто из адвокатов не сообщал о том, что ведомство затребовало дело его подзащитного, обвиняемого по 282-й. Но даже если проверки на высшем уровне начнутся, проблема в том, что и в Генпрокуратуре вопросы о возбуждении уголовных дел будут решать такие же сотрудники в погонах. И нельзя гарантировать, что, в отличие от саратовских следователей, они уловят разницу между насмешкой и экстремизмом. Единственный путь — поправки в закон, который пока что можно применить против любого, хоть с чем-то в нашей стране не согласного.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27777 от 7 сентября 2018

Заголовок в газете: А судьи кто?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру