Их зовут небеса
Впереди серебрится обшивка тренажера учебно-боевого Як-130. В кабине курсант-второкурсник, облаченный в темно синий китель летчика. Руки сжимают уже потеплевшую рукоять штурвала, взгляд устремлен только вперед, на индикаторы тренажерной кабины. Самолет катит вперед по взлетке, набирает скорость. Сидящий сзади инструктор командует: «взлет!» и «летающая парта» Як-130 уверенно взмывает в небо. Будущий летчик «гасит» взлетный форсаж, умело закладывает маневр и становится на эшелон. Обычный полет на тренажере. Вот только курсант не совсем обычный - на летную курточку ниспадают девичьи локоны. И это не шутка. В кабине «сто тридцатого» действительно одна из девушек, что уже второй год осваивает азы боевого летного дела.
Проект, которому дал старт лично министр обороны Сергей Шойгу, второй год претворяется в жизнь в Краснодарском высшем военном летном училище. Как только было объявлено, что Минобороны дало «добро» на то, чтобы в России появились боевые летчицы, приемную комиссию буквально накрыл вал заявлений.
Исполняющий обязанности начальника летного училища Олег Бучельников признается: для абитуриенток, рвущихся в небо пришлось устраивать беспрецедентный отбор.
– Вместо одноступенчатого профотбора, мы проводим отбор в три ступени. Таким образом, к нам попадают лучшие из лучших. Кто не просто хочет, а горит желанием летать.
«Длинна коса, да ум короток» – это не про них. Вся эскадрилья будущих летчиц сплошь «умницы». Среди них те, кто в прошлом году смогли пробиться сквозь горнило невероятно трудного, даже по мальчишеским меркам, конкурса, показав только отличные знания по всем предметам и безукоризненную физическую подготовленность. Теперь к ним присоединились еще 15 будущих летчиц. Восемь из них, кстати, реализовали мечту лишь со второй попытки.
Ростов, Екатеринбург, Москва, Ленинградская область, Краснодарский край и даже Бурятия – в нынешнем первом курсе собрались представительницы разных регионов России.
Но почему девчат так тянет в небо? Да потому что армия стала другой.
– Только вдумайтесь цифру – 92% жителей страны, по данным соцопросов, одобряют те перемены, которые сделали нашу армию по-настоящему мощной, - объясняет Павел Гусев. – И среди молодежи меняется отношение к армии. В военные вузы страны конкурс по 20-30, а то и по 100 человек на место. Это еще раз доказывает высокий престиж военной службы в России.
Мечты - о боевой работе
Есть среди будущих летчиц и свои «звездочки». Одна из них – Анна Щербакова. Ее веснушки знает почти вся Пермь. Еще на старте летной карьеры судьба приготовила ей испытание – в прошлом году всего один недобранный балл едва не оставил ее за бортом мечты о небе и серебристых крыльях.
Однако Анна рук не опустила и стала писать в приемную комиссию с просьбой зачислить ее в ряды курсантов ВКС. Очень скоро на поддержку Ани поднялась вся Пермь: в Минобороны звонили, писали коллективные письма, убеждая – Аня достойна погон цвета неба. И к просьбам прислушались! Вновь подняли личное дело, взглянули на результаты, еще раз убедились: девушка достойна быть летчицей. На пути к небу мешал только один злосчастный балл... Минобороны пошло навстречу и сделало невозможное: увеличило набор на одного место. Так Анна Щербакова стала 16-й курсанткой первого в истории современной России набора летчиц.
- У меня военная семья: отец офицер в отставке и брат-ракетчик. Поэтому я с самого детства знала, что я хочу быть военной. А почему именно летчицей, а не связисткой или даже десантницей? Я живу в Перми рядом с авиабазой, над которой постоянно летают самолеты. Поэтому я с детства была влюблена в небо.
Теперь, постигая летное мастерство, Анна все сильнее мечтает сесть не за штурвал военно-транспортного «Ил» или «Ан», а занять место в кабине фронтового бомбардировщика.
- Для меня сейчас главное – совершить свой первый настоящий полет. Дальше буду оттачивать свои летные навыки, стану лучшей, и тогда меня непременно зачислят в бомбардировочную авиацию, - заявляет Анна Щербакова.
Еще одна «звездочка» Краснодарского высшего летного - Екатерина Пчела. Она под стать своей фамилии – энергичная, стремительная, трудолюбивая. Впрочем, за ее хрупкими плечиками уже 50 часов налета на реальных воздушных кораблях. После школы она поступила в Южноуральский госуниверситет на аэрокосмический факультет. Теперь она командир своей группы и младший сержант.
Кумиры Екатерины - знаменитые «Ночные ведьмы». Так звали легендарных летчиц, которые в Великую Отечественную ночью на перкалевых По-2 засыпали позиции немцев бомбами. Тоже мечтает быть летчицей-штурмовиком. «Но если не «выгорит» - пойду в дальнюю авиацию», – говорит Екатерина.
- У меня папа – командир дивизии «дальников» в Энгельсе, потому я не прочь сесть за штурвал огромных «Ту», - делится сокровенным Екатерина. – И это тоже моя мечта – покорять высоты вместе с папой – он в правом кресле, а я в левом.
Кстати, юная пилотесса следит за ситуацией в Сирии, жадно вчитывается в новости, где промелькнет уже давно ставшая родной аббревиатура «ВКС».
- Горжусь тем, как «работают» там наши ребята. Это настоящие герои, на которых нужно ровняться, - говорит Екатерина.
Экзамен на выносливость
У члена общественного совета при Минобороны, руководителя Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова в отношении целесообразности феминизации военной летной подготовки сомнений нет: «Если даже в таких странах, как Пакистан и Афанистан, есть женщины-пилоты, то почему у нас нет?! Я уже не говорю о ВВС США, где женщины-летчицы давно прописались».
- Женщины - зачастую более ответственны и уж точно склонны меньше употреблять алкоголь, - добавил Пухов не без иронии.
Будущие пилотессы пусть и курсанты, но все же девчонки. Потому специально для них в Краснодарском высшем летном отведен жилой корпус. Внутри – просторные светлые кубрики на двух летчиц-курсантов. Обстановка несколько спартанская. Из удобств - современный душ, удобный санузел, кондиционер. Зато очень уютно. Впрочем, отсутствие излишеств в виде телевизоров и компьютеров девушки даже одобряют – ничто не отвлекает от учебы. Тем более, впереди – настоящие испытания их знаний и умений.
Если первому курсу пока предстоит штудировать общеобразовательную программу, то второкурсницам впору готовиться к настоящим полетам. Уже в следующем году они сменят тренажеры, на учебно-боевые самолеты.
Кстати, это будет знаковым событием еще и потому, что именно тогда будет принято решение, для какого вида авиации готовить авиатрисс. Первоначально в Минобороны склонялись к версии 100-процентного зачисления летчиц в ряды военно-транспортной авиации. Переживают, что сильнейшие нагрузки, которые испытывают пилоты истребительной и штурмовой авиации, могут пагубно сказаться на женском организме. Однако половина курсанток уже сегодня желают примерить кресло истребителя, штурмовика или ракетоносца Ту-160.
- После начала настоящих полетов мы будем следить за нашими юными летчицами. И если не будет никаких противопоказаний, вполне возможно, что мы не ограничимся только зачислением в военно-транспортную авиацию, и дадим нашим девочкам возможность служить в рядах штурмовой, истребительной, дальней и других видов авиации, - заявил командующий Военно-воздушными силами России генерал-лейтенант Андрей Юдин.
И не исключено, что очень скоро в небе мы увидим росчерк крыла истребителя или реактивный след «дальника» под управлением той же Анны Щербаковой или Екатерины Пчелы. Удачи, авиатрисы!