Характер «спортивной травмы» в Белом доме не уточнили, и это дает обильную пищу для воображения. Но не будем ломать голову над «тайной» временного исчезновения Медведева из публичного поля. Поговорим лучше о действительно важном политическом феномене — феномене реального отсутствия премьер-министра в российской государственной системе в последние шесть лет.
С формальной точки зрения ни о каком таком отсутствии не может быть и речи. Дмитрий Анатольевич «трудится в поте лица»: перерезает ленточки на разных торжественных мероприятия, дает телевизионные интервью, наносит визиты в регионы, председательствует на заседаниях правительства. Однако я впервые попал в российский Белый дом еще во времена премьерства Черномырдина. И, опираясь на свой опыт наблюдения за Виктором Степановичем и его сменщиками, могу вас заверить: в обычные времена церемониальный аспект работы председателя правительства носит глубоко вторичный характер. Премьерская доля — доля труженика, пахаря, человека, который занимается тяжелым и зачастую неблагодарным трудом без выходных и пребывает при этом в тени президента.
Но, впрочем, о чем я, собственно, разглагольствую? Всем известно, что Путин предпочитает иметь кресле премьер-министра человека послушного и безынициативного, и что именно этим объясняется столь долгое пребывание Медведева в Белом доме. Никакой новости в этом нет. Новость есть в том, как эта известная путинская особенность отразилась на большой российской политике в последние месяцы. Вскоре после инаугурации ВВП новое-старое российское правительство объявила о грядущем принятии «жестких, но абсолютно необходимых мер» в нашей экономической и социальной сфере.
И тут-то вдруг ( а на самом деле, совсем не вдруг) выяснилось: иметь послушного и «удобного» премьера — это далеко не всегда так приятно и удобно, как это, возможно, казалось Путину.
«Удобный» премьер не доставляет президенту хлопот упорным отстаиванием своего мнения. Но при этом «удобный» премьер Медведев достиг невиданных высот в искусстве не брать на себя политическую ответственность за «непопулярные меры».
Ненадолго задержавшийся в кресле и.о. премьера Егор Гайдар такой ответственности не избегал — шел в бой с открытым забралом против численно превосходящих сил противника. Сменивший его на Старой площади (там тогда размещалось российское правительство) Виктор Черномырдин был совсем другим человеком. Но он ответственности тоже не боялся. ЧВС лично провел телефонные переговоры с главарем террористов Шамилем Басаевым и способствовал спасению заложников из захваченной больницы в Буденовске. А какая страшная ответственность лежала на плечах премьер-министра РФ Евгения Примакова! И он под грузом этой ответственности не сломался — вывел страну из страшного кризиса, который угрожал самому существованию российского государства.
Но довольно ностальгических воспоминаний о временах давно минувших. Поговорим о текущем политическом моменте, главной особенностью которого является подчеркнутое нежелание председателя правительства брать на себя ответственность за предлагаемые жесткие меры. Меры, которые фактически оказались сейчас в положении «политического сироты». Вспомним, например, правительственный чиновник какого высокого ранга пришел на недавние исключительно важные слушания в Государственной Думе - аж целый министр труда!
С человеческой точки зрения подобное поведение руководителя правительства вполне объяснимо. Медведев рассуждает в логике своих собственных политических интересов: мол, я хочу быть президентом еще раз. Зачем же мне «пачкать руки» и высовываться из амбразуры? Пусть высовываются другие - те, например, у кого есть реальная власть и те, кто осуществляет реальное руководство кабинетом министров!
Разумно? В индивидуальном плане — вполне, в общегосударственном — точно нет. Лично Дмитрия Анатольевича я ни в чем не упрекаю. Медведев — такой, какой он есть. Он него заведомо нельзя ждать «великих свершений». Мое разочарование носит более общий характер.
Россия — страна, которой нельзя управлять исподтишка, надеясь, что все сложится само собой, в автоматическом режиме. Россия — государство, чье руководство обязано — именно обязано — брать на себя ответственность за все: и за то, что порадует население и за то, что его совсем не порадует. Стремление сохранить в неприкосновенности свой политический капитал иногда оборачивается прямо противоположным результатом. Если не верите — то посмотрите на Медведева. И не только на Медведева.