Москалькова объясняет разногласия по обмену наличием у Сенцова российского гражданства, из-за которого его не могут отправить отбывать наказание на Украине. А отказаться от российского паспорта, выданного ему по умолчанию в Крыму, он не может, так как находится в заключении. В связи с этим правозащитница предлагает Киеву заключить с Москвой соглашение, по которому люди с российским и украинским гражданством будут рассматриваться как жители обоих государств. В том числе это позволит консулам беспрепятственно получать доступ к таким людям, если речь заходит о каких-то правонарушениях. Еще она предложила законодательно закрепить право для таких людей на добровольный отказ от одного из паспортов.
Казалось бы, проблема высосана из пальца, особенно если учесть, что наличие политической воли у Президента России позволило помиловать «наводчицу» Надежду Савченко даже без ее просьбы об этом. Однако, когда речь идет о крымчанах, все гораздо сложнее. Ведь именно они считаются людьми с двойным гражданством, причем российское гражданство крымчан Украина не признает. Описанный Москальковой договор приведет к нарушению этой традиции, на что Незалежная пойти не может...
Тем временем, по оценкам все той же правозащитницы, в украинских тюрьмах сидят свыше 400 россиян. Некоторые из них действительно являются уголовниками, но остальные стали политическими заключенными, которых схватили специально для того, чтобы обменять на украинцев. Из этой массы заключенных 22 человека, осужденных украинской Фемидой за «совершение терактов, диверсий и шпионаж», написали письмо Президенту России Владимиру Путину с просьбой как можно скорее вернуть их домой в обмен на украинцев, обвиняемых в аналогичных преступлениях. Видимо, домой они поедут нескоро, так как Киев наверняка откажется подписывать любые документы, которые хотя бы косвенно подчеркивают российскую принадлежность Крыма.
Впрочем, не следует думать, что украинская сторона абсолютно искренна в своем стремлении освободить людей. Во-первых, почти полгода Украина незаконно удерживает крымский сейнер «Норд» и его экипаж. Причем капитану грозит до 5 лет лишения свободы за незаконное пересечение границы «оккупированного» Крыма, а моряков за то же самое оштрафовали. Власти Украины утверждают, что экипаж может свободно покинуть территорию республики, но только по украинским, а не российским паспортам. При этом адвокаты в один голос предупреждают рыбаков, что, как только они покажут пограничникам бумаги с тризубом, их сразу же обвинят в государственной измене за работу на оккупанта. И посадят не менее чем на 15 лет.
Во-вторых, последний массовый обмен пленными произошел в конце декабря 2017 года. Тогда самопровозглашенные ДНР и ЛНР отпустили 73 пленных, а Киев — 238 человек. С одной стороны, это был крупнейший обмен пленными с начала войны в Донбассе, а с другой — одна из крупнейших афер украинской стороны. До последнего момента все официальные украинские лица утверждали, что освободят 306 человек. Только во время встречи на «нулевом километре» выяснилось, что Украина не привезла 68 человек. По официальной версии, кто-то из них уже отбыл наказание, а кто-то не захотел переезжать в самопровозглашенные республики. На практике Киев серьезно сбил цену на «обменном рынке», поставив ДНР и ЛНР в безвыходное положение. Не говоря уже о том, что, по словам главы ДНР Александра Захарченко, 15 человек из 238 освобожденных Украиной оказались агентами СБУ.
Помня о том провале, представители Донецка и Луганска больше не хотят вести переговоры с Киевом о частичных обменах. Теперь им нужна формула «всех на всех». Как заявила 20 августа уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова, других предложений не будет.