США пытаются «измордовать» Россию санкциями: чем ответит Кремль

Америка «ширяется» — мы платим по счетам

«Ни дня без строчки» — такой творческий девиз некогда сформулировал для себя знаменитый советский литератор Юрий Олеша. Ни дня без новых санкций против России — под таким «творческим девизом» живет и работает сегодня американский политический класс. С каждым новым днем понятие «новые американские санкции против Москвы» одновременно и наполняется все более глубоким внутренним содержанием и стремительно теряет смысл.

Америка «ширяется» — мы платим по счетам

Что, собственно, следует считать «новыми» санкциями: те меры, которые были введены вчера, которые вводятся сегодня, или те, которые нам с гарантией пообещали завтра?

Потребность в регулярном режиме подбрасывать Кремлю «дохлую кошку» стала для американского истеблишмента рефлексом и каждодневной необходимостью — такой же, как, например, завтрак, обед и ужин.

Мы имеем дело с новым видом политического наркотика — наркотика, от последствий употребления которого страдает, правда, не сам наркоман. Как мы дошли до жизни такой? Ведь еще в первой половине июля казалось, что в российско-американских отношениях появились первые робкие «ростки» позитивных перемен? Почему уже к августу эти «ростки» превратились в гигантские заросли ядовитого борщевика?

Ответ лежит на поверхности и состоит из одного-единственного слова: Хельсинки. Наблюдение по ТВ за пресс-конференцией, в ходе которой «лидер свободного мира» Трамп вел себя как застенчивый и послушный ученик, а Путин — как «гроссмейстер мировой политики», было воспринято американским политическим классом как невообразимое унижение. В результате набившая оскомину и потерявшая было эффект новизны тема «вмешательства России» в американский политический процесс обрела второе дыхание. Сегодня в официальном Вашингтоне друг с другом конкурируют целых три группы, пытающиеся перещеголять друг друга в демонстрации своей твердости перед лицом «вопиющей агрессии» Москвы.

Первая группа — это, естественно, главная «жертва» предполагаемого российского вмешательства в выборы в лице Демократической партии. Вторая группа — противники Трампа и традиционные ненавистники России из рядов правящей Республиканской партии. Третья группа — сама администрация Трампа, которая, видимо, руководствуется принципом: если не можешь остановить какой-то процесс, то постарайся его возглавить.

Совокупность усилий всех этих трех групп привела к тому, что антироссийские санкции превратились в катящийся по отвесному склону горы снежный ком, который по ходу движения набирает все большую скорость и объем.

Где и когда этот «снежный ком» остановится? Комментируя в социальных сетях новые американские санкции, председатель Международного комитета Совета Федерации Константин Косачев написал: «И вот весь этот бред, вкупе с делом Скрипалей, в котором обвиняемому предлагают самому доказывать свою невиновность без доступа к материалам дела и уликам, на полном серьезе становится предлогом для полномасштабной экономической агрессии против ядерной державы. Уже хочется, чтобы очередные выборы в США прошли как можно скорее. Может быть, кому-то наконец полегчает».

Я очень хорошо понимаю и даже разделяю процитированные выше чувства Константина Иосифовича. Я тоже испытываю беспредельную усталость от осознания того, что отношения между двумя главными ядерными державами мира превратились в заложника американских внутренних разборок. Я тоже с нетерпением жду результатов крайне важных ноябрьских выборов в американский конгресс. Но это нетерпение не сопряжено с какими-то ложными надеждами. Единственное, на что реально надеюсь, это на появление большей ясности в смысле американского внутриполитического расклада.

Ведь ясность — это именно то, чего больше всего не хватает в данный момент. Мы понимаем, что американцы «закусили удила» и всерьез решили «поставить Россию на место». Понимаем, что это желание американского политического класса вряд ли исчезнет в ноябре. Мы понимаем, наконец, что российской экономике в той или иной степени будет больно. Но за исключением этих трех базовых фактов мы пока не понимаем почти ничего.

Крайне негативные последствия саммита в Хельсинки показывают, что привычный для нас политический инструментарий, традиционно использовавшийся Москвой для выстраивания отношений с США, можно смело выбрасывать в мусорную корзину. Ставка на то, что «два президента обо всем договорятся», оказалась чудовищно контрпродуктивной. Но что именно должно прийти на смену этой устаревшей ставке?

Мы не понимаем, как именно бесконечный поток американских санкций отразится на российской экономике и что именно мы можем сделать, чтобы послать «вашингтонским партнерам» ответный «привет». Американцы считают, что ничего: мол, у нас в руках все козырные карты и мы без ущерба для себя можем пинать Россию хоть до посинения. Очень хотелось бы поскорее узнать: оправданна ли такая оценка или у Москвы все-таки есть возможность дать асимметричный ответ? Очень хотелось бы поскорее узнать — но я готов засунуть это свое желание куда подальше и ждать ответа на этот вопрос столько, сколько потребуют наши национальные интересы.

Самое неправильное, что Кремль может сделать в нынешней исключительно неприятной ситуации — это начать суетиться и пытаться парировать каждый американский «чих». Россия — страна, которая привыкла ощущать себя самой большой и самой сильной. Однако Америка — соперник, которого можно одолеть только с помощью хитрости, выдержки и умения.

В последние годы и с тем, и с другим, и с третьим у нас были очень большие проблемы. Об ошибках, которые были допущены в сфере российской внешней политики в «десятые» годы, когда-то будут написаны целые тома фундаментальных научных трудов и разоблачительных мемуаров. Нет никаких оснований предполагать, что цепь этих ошибок будет прервана — не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Но российская элита, включая Путина, должна понять: в новой обстановке цена внешнеполитических ошибок и просчетов резко возрастает.

Перед Россией замаячила перспектива превращения во второй Иран — мощную державу, чье внутреннее экономическое развитие застопорилось из-за многолетних внешнеполитических неудач. Будущее по иранскому сценарию не является для нашей страны неизбежным.

Америка пытается «измордовать» сегодня не только нас. В списке на «перевоспитание» находятся также Европа, Китай, Турция, тот же Иран... Все это резко увеличивает наши возможности для маневра. Но иметь потенциальные возможности мало — надо еще суметь ими воспользоваться. Посмотрим, насколько у Путина получится. Посмотрим — и почувствуем: об успехах или неудачах внешней политики Кремля нам просигнализирует содержание собственных карманов.

Читайте материал «Будущее рубля стало мрачным на фоне новых санкций США»

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27764 от 23 августа 2018

Заголовок в газете: Наркотик по имени Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру