Сенаторы, в частности, предлагают наложить санкции на все транзакции, имеющие отношение к инвестициям в российские энергетические проекты или в суверенный госдолг России, продлить ограничения на импорт российского урана и т.д. Предполагается ввести и персональные меры против ряда лиц, связанных с высшим российским руководством. Странам НАТО авторы нового законопроекта хотят поставлять дополнительное американское военное снаряжение – чтобы те не покупали российскую технику и оружие. И так далее, и тому подобное. Но насколько вероятным является принятие и реализация этого законопроекта?
– Есть проблемы перспективы принятия этого законопроекта, – считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ. – Его принятие – совершенно не автоматическое. Американские сенаторы пытаются просто под копирку сегодня сделать второе издание закона 2 августа 2017 года («Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций»). Идея та же самая: была встреча в Гамбурге, реакция Конгресса – сейчас тоже была встреча в Хельсинки, аналогичная реакция. Расчет на то, что некоторые вещи будут приняты по накатанным рельсам. Но есть сомнения: найдется ли у Конгресса возможность до ноябрьских выборов заняться этим законопроектом. Сейчас в основном Конгресс занят бюджетом, и на США надвигается очередной бюджетный кризис. В 1 октября 2018 года Америка может вступить без утвержденного бюджета на 2019 г. Кроме того, в августе Конгресс в той или иной степени уходит в отпуск. По всей видимости, противодействие новому законопроекту окажет администрация, которая может повлиять на то, чтобы притормозить реализацию этого документа.
Еще важная вещь: объявлена только идея этого законопроекта. По крайней мере, на сегодняшний день он только разрабатывается. Есть еще некая философия этого законопроекта: она связана с тем, что это не просто ужесточение санкций. Это, по сути, объявление России экономической войны. Это не совсем санкционный закон. И то, как он был анонсирован шесть сенаторами – это не просто ввести дополнительные санкции. Заявлено о том, что на протяжении последних четырех лет ни один санкционный пакет не сработал с точки зрения изменения внешнеполитического курса России. Поэтому выдвинуты следующие критерии санкционной политики – на что, вроде бы, рассчитан этот законопроект. Первое: чтобы Москва изменила свою политику в отношении Украины. Это как лакмусовая бумажка эффективности. По всей видимости, речь идет об отказе от поддержки Донбасса и возвращении Крыма. Второй момент: уйти из Сирии. Третье: прекращение вмешательства в американские выборы. Ставится не просто технический вопрос, что Россия должна отказаться от вмешательства. Нет! Речь идет о том, что должно быть некое покаянное заявление российских властей, что они вмешивались в эти выборы, и поэтому приносит извинения и т. д. Это тоже критерий. Наконец можно сказать, что этот санкционный закон не только против экономики России. То, что заявлено, это санкции против высшего российского политического руководства, начиная с главы государства.
Не исключено, что все эти заявления носят пока декларативный, внутренний характер с точки зрения предвыборной кампании, и эти шесть сенаторов решили здесь отметиться. В этой связи, естественно, встает вопрос о реакции Белого дома, потому что администрация может повлиять на прохождение этого законопроекта, поскольку Трамп неоднократно заявлял, что Россия и так достаточно находится под санкционным давлением. И даже если законопроект пройдет обе палаты, я не уверен, что президент США не наложит на него вето. А может возникнуть и некий консенсус о том, что принятие этого закона лучше отложить на послевыборный период.
Читайте материал: «Новые санкции США против России уронят рубль на 25%»